Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 151 « хоровода друзей », « праздничного вечера » и т . д . Метод театрализации реализуется через костюмирование , особый словарь общения , подготовку аксессуаров . Соревновательные методы развивают у детей физическую активность , ловкость , выносливость и здоровый дух соперничества . К соревновательным методам относятся состязания , которые могут быть как физического , так и интеллектуального содержания . Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству , к соперничеству . В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами , приобретает новый социальный статус . Соревнование вызывает не только активность , но и формирует у него способность к самоактуализации , которую можно рассматривать как метод самовоспитания . Методы сотрудничества заключаются в равноправном духовном контакте взрослых и детей . К ним относятся : совместные обсуждения , дискуссии , активизирующее общение в парах « взрослый - ребенок », в коллективе « взрослый - дети ». Методы сотрудничества основаны на совместной деятельности детей и взрослых « на равных ». Педагоги и дети — члены школьных клубов , драмколлективов , хоров , творческих объединений , основанных на демократическом , гуманизированном общении . Методы воспитывающих ситуаций , которые заключаются в актуализации нравственных качеств ребенка , в стимулировании нравственного поведения детей . К методам воспитывающих ситуаций можно отнести проблемные ситуации , создаваемые взрослыми в процессе проведения досуговых мероприятий , например дискуссий , и стимулирующие актуализацию ценностных представлений , обогащающие нравственное сознание детей . Педагог ставит перед детьми проблемы нравственного выбора , проблемы способов осуществления деятельности , проблемы выбора социальной роли и др . В процессе включения в эти ситуации у детей формируются социальные позиции и ответственность , которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду . Методы воспитывающих ситуаций способствуют тому , что взрослые в доверительном общении с детьми формируют ценностные ориентации обогащая их личностный опыт . Методы импровизации проявляются в творческой предприимчивости и активизации творческих сил детей . Импровизация - не осознанное и не подготовленное заранее действие . Оно выводит человека на практическую и творческую предприимчивость . В импровизации заложен механизм имитационного поведения , что очень важно для личностной самореализации детей . Искусство импровизации - это порождение искусства , творческое усилие , эмоциональное самовыражение . Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего авторского начала . Культура досуговой деятельности человека – результат длительной , последовательно организованной социально - педагогической работы . Практика работы с младшими школьниками в школе показывает , что отсутствие культуры досуговой деятельности довольно часто является следствием неуспеваемости , отсутствия навыков самоорганизации , несформированной системы ценностей , неуверенности в своих силах и т . д . Однако , возникнув как вторичное явление , эти нарушения драматизируют социальную ситуацию развития ребенка и нередко формируют ситуацию отторжения от школьной жизнедеятельности в целом , то есть выступают препятствием на пути полноценных процессов социализации .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=