Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 150 деятельности . В связи с этим им определены такие виды досуга : пассивный ( зрительский , слушательский ) и активный ( деятельностный ); организованный ( педагогически целесообразно используемое свободное время ) и стихийный ( спонтанно протекающий процесс использования свободного времени ); контролируемый и неконтролируемый ; коллективный и индивидуальный ; подражательный и творческий ; опережающий ( изыскательная перспективная деятельность ) и нормативный ( традиционно сложившиеся модели ). Ряд авторов отмечают , что досуг , как любая деятельность , включает в себя следующие компоненты : мотив ( потребность в этой деятельности ), задача ( средства решения задачи ), действия ( операции ). Исходя из этого , можно выделить компоненты культуры досуговой деятельности : мотивационно - ценностный , когнитивный , поведенческий и рефлексивный . Мотивационно - ценностный компонент культуры досуговой деятельности включает в себя основания , по которым ребенок организует свою деятельность в свободное время . Принципиально важно , чтобы мотив являлся осознанным и реально действующим , а не оставался только на знаниевом уровне . Когнитивный компонент представляет собой знания и представления о формах досуговой деятельности , применяемых при ее организации нормах и правилах , знаний о нормах общения , взаимодействия , этикете и способах применения этих знаний в реальном поведении на основе актуализации . Поведенческий компонент культуры досуговой деятельности подразумевает осознанное , произвольное соблюдение норм культуры досуга , общения , деятельности , этикета , умения и навыки планировать и организовывать досуговую деятельность , творческий подход в применении знаний . В основе выполнения норм лежит навык культурного поведения как действие , сформированное путем повторения , характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля . Под рефлексивным компонентом культуры досуговой деятельности подразумевается умение давать себе отчет в своих действиях и адекватно себя оценивать , умение анализировать и контролировать свое поведение , результаты времяпрепровождения . Каждый компонент включает в себя содержательную и процессуальную стороны . Остановимся на второй стороне и раскроем её с ориентацией на возрастные особенности младших школьников . Процессуальную сторону образуют методы . Прежде всего , стоит выделить игровые методы , основанные на создании воображаемых ситуаций , ролевом перевоплощении . Игра , как сказка , мультфильм , многократно повторяется в жизни ребенка , становясь его воспитательным тренингом , отмечали Ш . А . Амонашвили С . А . Шмаков и др . Игра понятна и близка , в ней дети выражают свою интересную , оригинальную сущность , самовыражаются без внешнего побуждения . Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей , кого они выбирают , предпочитают из сверстников . Игра выявляет знания , интеллектуальные силы ( викторина , " Что ? Где ? Когда ?", " Поле чудес " и др .). Игры показывают уровень физических способностей детей : ловкость , силу , координацию и т . д . Методы театрализации способствуют развитию у детей творческого воображения , актерских навыков , формированию у них умений эмоционально передавать различные социальные отношения , предписанные ролью . К методам театрализации можно отнести перевоплощение и подражание . Досуг детей имеет бесконечное количество сюжетов и ролей . Неформальное общение ребят может быть организовано в виде морской кают - компании , русских « посиделок », « театральной гостиной », вечера национальной кухни , пира - бала именинников ; вечера этикета ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=