Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 15 подростка не на других , а на самом себе , решению задач личностного и профессионального самоопределения . Именно в практике полного образования как целостности основного и дополнительного возможна полноценная реализация ведущей деятельности подростков – учебной деятельности в совокупности различных форм ее организации : в форме ученического экспериментирования , социального проектирования , исследовательской работы , многообразных культурных практик . В пространстве полного образования взрослый и подросток являются активными соучастниками со - бытийной общности , реализующей единство и целостность образовательных процессов выращивания , формирования , обучения и воспитания [7]. На ступени среднего общего образования происходит постепенное смещение ведущей деятельности с приоритетов общения со сверстниками на приоритетное положение учебной деятельности , но в формах , отличных от традиционных , предполагающих больший простор для самовыражения и самореализации юношей . Речь должна идти о проектировании жизненного пути и исследовании потенциала собственного Я . Это предполагает , с одной стороны , проблематизацию и критическую рефлексию опыта учения , с другой , – трансформацию наличного образа взрослости , соизмерение его идеализаций с внутренними ресурсами Я . Именно поэтому мотивация к обучению на ступени среднего общего образования содержит большую долю прагматизма , возможности долгосрочного планирования , стремление максимально персонализировать и индивидуализировать учебный процесс . В этом возрасте главное – направленность на будущее : на выбор образа жизни , профессии , референтных групп людей . Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно - ориентационная активность . Она связывается со стремлением к автономии , правом быть самим собой сейчас и здесь – то есть с ориентацией на настоящее . На старшей ступени образования школы раскрывается новый общий смысл развития – профессиональное , личностное и социальное самоопределение . Профессиональное самоопределение юношей и девушек осуществляется в единстве с личностным ( мировоззренческим ) и социальным самоопределением . Авторство своих действий , субъектность во взаимоотношениях с другими – взрослыми и сверстниками , субъектность в сознании как основные новообразования кризиса отрочества и как потенциал последующего развития свою адекватную реализацию получают в определении себя относительно своего будущего , в проектировании и планировании в нем своей индивидуальной образовательной и профессиональной траектории . В ранней юности происходит процесс консолидации внутренних сил , самообразование и саморазвитие в контексте решения центральной задачи возраста – гражданского , профессионального и личностного самоопределения . В ранней юности ключевой задачей становится обретение практического взгляда на жизнь , формирование практического сознания и освоение средств практического преобразования действительности – развитие практического мышления . Поэтому единицей организации содержания образования в старшей школе должна стать проблема и проблемная организация учебного материала . Главной способностью старшеклассников при работе с предметными знаниями оказывается способность к освоению нового « под возникшую проблему или задачу ». Такой подход к трансформации современного предметного знания представляется наиболее актуальным и имеющим практическое значение именно при проектировании образовательного процесса на старшей ступени обучения . Практики реализуются через технологическую организацию жизнедеятельности . Поэтому старшая школа должна строиться не по принципу предметных профилей , а на основе технологических профилей , где материал предмета является средством введения в ту или иную общественно - производственную практику

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=