Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 145 6. Обработать полученные экспериментальные данные , провести их количественный и качественный анализ с использованием статистической обработки . Теоретико - методологической основой работы являются : принцип детерминизма , понимаемый как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов ( С . Л . Рубинштейн , А . Н . Леонтьев ); принцип развития ( Л . И . Анциферова , Л . С . Выготский , А . Н . Леонтьев , Д . И . Фельдштейн ); принцип единства сознания и деятельности ( С . П . Рубинштейн ), идеи личностно - деятельностного подхода ( К . А . Абульханово - Славская , А . В . Брушлинский , И . А . Зимняя , А . К . Маркова , Л . М . Митина ), основные положения концепции самопонимания ( Б . В . Кайгородов , Н . Г . Мяснянкина , Н . И . Протасова ). Методы исследования : 1. Теоретические методы : анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования . 2. Эмпирические методы : эксперимент в единстве трех этапов : констатирующего , формирующего и контрольного . 3. Метод обработки данных : качественный и количественный анализ результатов исследования , статистические методы (G- критерий знаков и T- критерий Стьюдента ). На констатирующем и контрольном этапах для решения поставленных задач и проверки гипотезы была использована диагностическая программа , включающая в себя : тест по оценке уровня самоактуализации личности ( САМОАЛ ), адаптированный Н . Ф . Калиной ; опросник самоотношения ( ОСО ) В . В . Столина , С . Р . Пантелеева ; опросник терминальных ценностей И . Г . Сенина ( ОТЦ ); « Шкала Адлера » исследование самооценки и определение уровня притязаний способом шкалирования ( авторы - Manaster G.J., Coresini R.J.) в переводе и адаптации Е . В . Сидоренко ; методика « Культурно - психологический потенциал » О . И . Моткова ; математические методы обработки данных . Теоретическая значимость заключается в том , что изучение самопонимания с позиции взаимосвязанных структурных компонентов позволяет расширить представления о данном процессе , как важной составляющей подготовки студентов - психологов , и научно обосновать модель развивающей программы , включающей в себя ряд психологических условий . Практическая значимость работы состоит в том , что разработанные и апробированные в исследовании диагностическая и развивающая программы , ориентированы на решение практических задач по улучшению качества профессиональной подготовки студентов - психологов . Эти программы могут быть использованы кураторами студенческих групп , педагогами - психологами , специалистами психологической службы вуза . Экспериментальная база исследования : ФГБОУ ВПО « Тульский государственный педагогический университет имени Л . Н . Толстого », факультет психологии . Контрольную и экспериментальную группы составили 60 студентов - психологов I – V курсов в возрасте от 17 до 22 лет . Исследование осуществлялось с 2011-2013 годы в три этапа . На первом этапе проводился теоретический анализ по проблеме самопонимания у будущих психологов в психологической литературе ; определялся понятийный аппарат исследования ; проанализированы структура и функции самопонимания , содержательные и процессуальные характеристики структурных компонентов самопонимания студентов - психологов . Проведена диагностика уровня развития самопонимания будущих психологов в процессе профессиональной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=