Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 144 раскрывающие сущностные характеристики самопонимания в подростковом ( О . В . Романова ) и старшем школьном возрасте ( И . А . Монахова ), в профессиональном становлении личности будущих педагогов ( Н . И . Протасова ) и в качестве основного внутреннего фактора продуктивности профессионального общения ( Е . В . Борисова ). Изучение особенностей развития самопонимания обусловлено необходимостью активно управлять процессом профессионального становления будущих психологов , помочь им войти в систему ценностей , сформировать уверенность в себе как субъекте собственной психологической деятельности . В связи с вышесказанным в качестве проблемы исследования выступает противоречие между потребностью психологической теории и практики в знании особенностей развития самопонимания будущих психологов , позволяющее выявить новые резервы эффективности их профессиональной подготовки , и недостаточной раскрытостью поднимаемой проблемы в научной литературе . Данное обстоятельство и определило выбор темы нашего диссертационного исследования . Цель исследования : выявить психологические особенности развития структурно - содержательных компонентов самопонимания студентов - психологов на разных этапах обучения в вузе . Объект исследования : становление профессионально значимых личностных качеств в процессе обучения в вузе . Предмет исследования : развитие самопонимания будущих психологов в процессе профессиональной подготовки . Гипотеза исследования заключается в предположении о том , что развитие самопонимания у студентов - психологов будет проходить более успешно , если : 1) в самопонимании студентов - психологов выделяются взаимосвязанные структурные компоненты : потребностно - мотивационный , когнитивный и эмоционально - волевой . Данные компоненты , последовательно формируясь в самопонимании студентов , определяют логику его развития ; 2) диагностика самопонимания ориентирована на его структурно - содержательные компоненты , состояние которых позволяет выделить уровни в развитии самопонимания у будущих психологов ; 3) программа развития самопонимания включает реализацию следующих психологических условий : максимальное использование воспитывающего потенциала психологических дисциплин , изучаемых студентами - психологами ; активное включение будущих психологов в учебно - воспитательный процесс , ориентированный на развитие эмпатии , профессиональной рефлексии , толерантного отношения к окружающим . Задачи исследования : 1. На основе теоретического анализа научной литературы рассмотреть психологическое содержание и структуру уровневого становления самопонимания , а также выяснить его сущность и значение в процессе личностного и профессионального становления будущих психологов . 2. Составить диагностическую программу , ориентированную на изучение сформированности самопонимания у студентов - психологов в соответствии с выделенными структурными компонентами . 3. Проследить с помощью диагностической программы особенности поуровневого развития самопонимания студентов - психологов в ходе обучения в вузе . 4. Определить и реализовать психологические условия развития самопонимания будущих психологов в профессиональной подготовке в вузе . 5. Составить развивающую программу , направленную на развитие самопонимания в процессе личностного и профессионального становления будущих психологов .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=