Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 143 УДК 159.9.953 Т . И . Лях ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») А . Ю . Говорова ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел .: (4872) 35-56-68, e-mail: talyakh@yandex.ru РАЗВИТИЕ САМОПОНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В статье рассматривается понятие самопонимания у будущих психологов и выделяются на основе анализа психолого - педагогической литературы его структурные компоненты : потребностно - мотивационный , когнитивный и эмоционально - волевой . Эти структурные компоненты определяют уровни в развитии самопонимания . В исследовании также характеризуются диагностическая и развивающая программы , реализуемые в ходе профессиональной подготовки будущих психологов в вузе . Ключевые слова : самопонимание у будущих психологов , уровни развития самопонимания , диагностика и развитие самопонимания . В период преобразования общественных , социально - психологических процессов возникает необходимость переосмысления системы профессиональной подготовки молодых специалистов в вузе , растет потребность в развитии творческого потенциала , самостоятельности , ответственности , субъектной позиции студентов . Отсюда приоритетной установкой современного вузовского образования становится перенесение акцента с узко предметной подготовки на формирование и развитие высокообразованной целостной личности , переход студента из объекта внешнего воздействия , « потребителя » готовых знаний к субъекту своего профессионального становления . Позиция субъекта деятельности , в том числе и учебной , предполагает максимальную степень включенности человека в деятельность , придание ей личностных смыслов , осознание целей и принятие ответственности за ее результативность ( К . А . Абульханова - Славская , A.B. Брушлинский , A.M. Трещев и др .). Особую актуальность это приобретает в процессе подготовки будущих психологов , где приоритетным является развитие личностных особенностей будущих профессионалов , позволяющих ему преобразовывать себя в меняющемся мире . При этом одним из условий эффективного обучения и компетентного общения , оказывающих значительное влияние на способность ориентироваться в новой реальности , осознавать ее , реагировать на нее соответствующим образом и быть ответственным за профессиональное и жизненное самоосуществление , является самопонимание ( М . М . Бахтин , A.A. Брудный , В . В . Знаков , М . К . Мамардашвили и др .). В то же время на необходимость создания условий , способствующих формированию у будущих психологов приемов и способов развития самопонимания в процессе их профессиональной подготовки , указывали многие психологи - исследователи и практики ( Г . Л . Лэндрет , М . Р . Минигалиева , Ф . Перлз , К . Роджерс и др .). Понимание психологом себя позволяет ему адекватно подходить к решению проблем , с которыми он сталкивается в процессе своей деятельности , и при этом избегать неосознанного воздействия своих собственных мотивов и потребностей на личность клиента . Вместе с тем анализ научной литературы показывает , что в настоящее время проблема самопонимания , значительный интерес к которой возник лишь в 90- х гг . XX в ., остается недостаточно изученной . В настоящее время в рамках концепции самопонимания , разработанной Б . В . Кайгородовым , проведены исследования ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=