Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 141 повышение адаптационного потенциала личности , активное содействие формированию психически здоровой , развитой и активной личности студента . Основными направлениями психолого - педагогического сопровождения студентов - первокурсников являются : 1. Определение образовательно - профессионального пути . 2. Овладение базовым процессом деятельности ( процессом обучения , процессом профессиональной деятельности , другими процессами , жизненно - важными для человека ). 3. Выстраивание межличностного взаимодействия , отношений « человек - социум » ( отношение к себе , личностный статус , отношения с друзьями , отношение в микрогруппе , отношение к обществу , проблемы права , дисциплины , и т . д .) 4. Сохранение жизни и здоровья , безопасность ( проблемы сохранения здоровья , формирования здорового образа жизни , безопасность , целостность и т . д .) 5. Овладение дополнительными процессами деятельности ( культура свободного времени , способность структурировать свободное время , способность к отдыху ). К основными методам психолого - педагогического сопровождения студентов на начальном этапе обучения в высшем учебном заведении мы относим : - проведение квалифицированной диагностики сути проблемы , ее истории и потенциальных сил ее носителей ; - определение методов , которые могут помочь решить проблему ; - обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения ; - оказание сопровождаемым помощи и вовлечение их в совместную деятельность с целью разрешения проблемы . Цель психолого - педагогического сопровождения на начальном этапе обучения в вузе состоит в создании условий , которые ставят студента в позицию субъекта собственной жизни , способного противостоять возникающим трудностям и самостоятельно решать жизненные проблемы . Таким образом задается ситуация развития личности , активно действующей в ситуации неопределенности . Кроме этого , будучи процессом сознательного регулирования , адаптация должна происходить через деятельностное , субъектное преодоление психолого - дидактических барьеров , возникающих у студента , начинающего обучение в вузе , из - за несоответствия привычных способов жизнедеятельности и способов , требуемых высшей школой . Речь идет о том , что включение в контекст адаптации предметной активной совместной деятельности неизбежно ставит вопрос о поддерживающем ее влиянии . В качестве такой деятельности могут выступать разнообразные тренинги на знакомство , игры , специальные тренировки адаптационных систем человека ( через сознательное изменение программ и стереотипов поведения ), совместные походы , внеучебные интегрированные мероприятия и т . д . Определяющим в их подборе является принцип личностно развивающего образования , основанного на гуманистических идеях , неавторитарном подходе к студентам , концентрации их субъективного опыта . Литература 1. Реан А . А ., Кудашев А . Р ., Баранов А . А . Психология адаптации личности . СПб .: Прайм - Еврознак , 2008. 352 с . 2. Смирнов С . Д . Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности . М .: Академия , 2009. 456 с .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=