Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 140 способов преодоления затруднений , препятствующих его саморазвитию . Согласно исследованиям С . В . Кульневича , в организационном отношении педагогическая поддержка включает в себя следующие этапы : - диагностический ( выявление и фиксация проблемы ); - поисковый ( совместный поиск причин возникновения проблемы ); - договорной ( проектирование действий каждой из сторон с распределением функций и ответственности ); - деятельностный ( обеспечение успеха в разрешении проблемы ); - рефлексивный ( анализ достигнутого в решении проблемы ). По мнению Т . Б . Гребенюк психолого - педагогическая поддержка осуществляется через индивидуальную форму работы со студентами , которая может идти в следующих направлениях : - интеллектуальное развитие ; - оформление мотивации выбора профессии и подготовка к ней ( осознании потребностей , мотивов , целеполагающей деятельности ); - формирование адекватной самооценки и состояния внутреннего эмоционального комфорта ; - выработка волевых свойств , преодоление себя ; - формирование саморегуляции ; - развитие творческих способностей ( в том числе вовлечение в активную учебную и научно - исследовательскую работу ); - смыслопоисковая активность ( формирование плодотворных ценностно - смысловых ориентаций профессиональной деятельности и подготовки к ней ). Л . Л . Редько и Ю . А . Лобейко подчеркивают , что психолого - педагогическую поддержку студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза следует представить как достаточно сложный процесс межличностного взаимодействия преподавателя , психолога и студента ( поддерживаемого ), направленного на психолого - педагогическую помощь субъектам и сопровождающегося положительно окрашенным чувством уверенности в себе , своих возможностях , персонализацией как лиц получающих , так и оказывающих помощь . Результатом этого должна стать успешная адаптация , прогресс в развитии учащегося , возникновение моделей и стратегий поведения , адекватных меняющимся условиям . Концепция сопровождения как образовательная технология разработана Е . И . Казаковой . В основе данной концепции лежит системно - ориентационный подход к развитию человека . Одним из основных положений концепции Е . И . Казаковой является приоритет опоры на индивидуально - личностный потенциал субъекта , приоритет ответственности за совершаемый выбор . Таким образом , автор считает , что для осуществления права свободного выбора личностью различных вариантов развития необходимо научить человека разбираться в сущности проблемы , вырабатывать определенные стратегии принятия решения . Под психолого - педагогическим сопровождением Е . И . Казакова понимает специальный вид помощи человеку , направленный на предупреждение и преодоление проблем его развития . Отличие сопровождения от других видов помощи обусловлено его несомненной направленностью на раскрытие внутреннего потенциала личности , активизации его внутренних ресурсов по решению проблем . Проведенный анализ позволил нам определить психолого - педагогическое сопровождение адаптации студентов к образовательному процессу вуза как особую интегрированную деятельность субъектов воспитательно - образовательного процесса , основанную на взаимодействии и направленную на оптимизацию адаптации ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=