Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 14 возможностей заявлять свою позицию в учебной и во внеучебной деятельности – от характера учебного и социального позиционирования [1]. В пространстве учебного и социального позиционирования происходит формирование способности предъявлять свои взгляды и отстаивать их в культурно принятых формах , основываясь на академических знаниях , которые в проектируемых образовательных ситуациях становятся средством , инструментом становления собственной учебной и социальной позиции . Учебное и социальное позиционирование подростков определяет развитие у них соответствующих способностей – рефлексировать собственное поведение , реально оценивать свои возможности , определять свое место и функции в совместной деятельности , выстраивать взаимодействие и коммуникацию с взрослыми и сверстниками . Учебное и социальное позиционирование реализуется в возрастно - сообразных видах деятельности . В ряде исследований определяются адекватные для подросткового возраста виды деятельности . К . Н . Поливанова отмечает , что формирование авторского , субъектного действия подростка в условиях школьных учебных курсов затруднено и для этих целей необходимо проектировать особое образовательное пространство . Она предлагает создавать условия для собственной проектной деятельности подростков , благодаря которой они научаются действовать по своему замыслу , в соответствии с самостоятельно поставленной целью , находя способы реализации собственного проекта [5]. И . Д . Фрумин и Б . Д . Эльконин разрабатывают идею невозрастного ( вневозрастного ) образовательного пространства , в котором особое значение имеют формы совместного труда детей и взрослых , в котором каждый вносит свою лепту , сообразную их возможностям . Организационно это может быть система образовательных учреждений , где ступени самостоятельности и ответственности социально не нормируются и не отмечаются . Невозрастной полюс образовательного пространства можно назвать полюсом продуктивности . На этом полюсе все дети в той или иной степени участвуют в жизни взрослого сообщества . Образовательными формами совместности подростков и взрослых являются клубы , кружки , мастерские , студии и т . д . [6, 11]. Н . Б . Крылова предлагает два основных условия построения инициативного пространства совместного творчества подростков и взрослых – личностное знание и культурные практики . Она акцентирует внимание на том , что надолго запоминаются и используются на практике только те знания , которые выведены самостоятельно , а не привнесены в опыт извне . На основе личностного знания вырастают разнообразные , базирующиеся на интересах подростка культурные практики . Культурные практики отражают гораздо более широкий – по сравнению с познавательной деятельностью – диапазон действий подростков . В качестве культурных практик подростков выступают исследовательские , образовательные , коммуникативные , проектные , организационные , художественные виды деятельности человека . Культурные практики подростков включают учебную деятельность , а также индивидуальную образовательную деятельность в рамках освоения индивидуальных программ , их практическое участие в школьном самоуправлении , участие в социальных проектах вне школы [4]. В исследовании В . Н . Савиных показано , что многие негативные проявления кризиса отрочества снимаются в практике дополнительного образования . Здесь подросток имеет возможность более содержательно и продуктивно решать возрастные задачи . В дополнительном образовании подросток и взрослый являются активными соучастниками многоплановой совместной образовательной деятельности , способствующей личностному , социальному , культурному экспериментированию
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=