Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 139 заключается в следующем : поддерживать можно лишь то , помогать можно лишь тому , что уже имеется в наличии , но на недостаточном уровне , количестве , качестве . Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность ( самостоятельность ) и индивидуальность , т . е . уникальное сочетание в человеке общих , особенных и единичных черт , отличающее его от других индивидов . На основании анализа педагогических исследований можно сделать вывод о том , что психолого - педагогическая поддержка предполагает : - охрану , ограждение , заступничество ; - обеспечение прав и свобод личности ; - полноценное развитие личностного потенциала ; - отстаивание своих убеждений , взглядов , интересов . Фактически педагогическая поддержка занимается переводом актуального в потенциальное . Проблема может быть использована как « полигон » для развития субъектных способностей : рефлексии , как механизма « выхода » за ситуацию ; анализа как возможности определять причинно - следственные связи ( ядро проблемы ); и проектирования , как условия целенаправленной и активной деятельности по преобразованию сложившейся ситуации и выхода в управляющую позицию в отношении самого себя в проблеме . Для индивида разрешение проблемы – это не только постепенное снятие напряжения , улучшение его состояния , но это своеобразный тренинг , проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми конфликтами , а в реальной ситуации его жизнедеятельности . Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы , достигнутый благодаря активности самого студента , - это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе , как субъекту , деятелю , который может управлять ситуацией , противопоставляя обстоятельствам свое желание , волю и активность . В процессе профессионального образования фактор социального воздействия на личность проявляется во взаимодействии преподавателей и обучающихся . Для организации такого взаимодействия необходимо , утверждает Н . В . Тельтевская , вводить новую систему взаимоотношений , особый тип взаимодействия между преподавателями и студентами , создающийся на основе единства смысла и целей этой деятельности . При этом особое значение приобретает психолого - педагогическое сопровождение профессионального становления студентов . Развитие междисциплинарных исследований , изучающих личность на пересечении смежных наук , стимулировало органичный синтез психологического и педагогического смыслов понятий « сопровождение » и « поддержка ». Студенты , как показано в исследованиях Э . Ф . Зеера , Ю . П . Поваренкова , Э . Э . Сыманюк и др ., « проживают » во время обучения несколько « кризисных » моментов , которые вызывают состояние психологического напряжения , а иногда и состояние явно выраженного стресса и деструкции , что , безусловно , отрицательно влияет на эффективность обучения студентов . В отсутствие явной психологической помощи они протекают остро и преодолеваются студентами стихийно , что может приводить к нежелательным деформациям профессиональной мотивации и психологических установок у студентов . Все изложенное выше делает совершенно очевидным целесообразность и важность организации системы психологического сопровождения студентов в процессе их обучения и профессионализации . Е . В . Бондаревская , С . В . Кульневич , а вслед за ними и Н . М . Борытко определяют педагогическую поддержку как совместное со студентом определение его интересов , склонностей , способностей , ценностно - целевых установок , возможностей и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=