Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 138 сопровождение осуществляется через адекватные цели личностного саморазвития студента , организацию учебной и познавательной деятельности и коллективные формы работы , а также через содержание учебного материала . Таким образом , мы можем констатировать , что идея психолого - педагогического сопровождения стала развиваться вместе с формированием гуманистической направленности образования . В настоящее время в научной литературе термин « сопровождение » понимается , прежде всего , как « поддержка психически здоровых людей , у которых на определенном этапе развития возникают какие - либо трудности ». Необходимо заметить , что поддержка понимается как сохранение личностного потенциала и содействие его становлению . Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме . В современной педагогической науке акцент смещается на процесс профессионального становления и развитие профессиональной компетентности . Поэтому , на наш взгляд , разработанность проблемы сопровождения связана с изучением его реализации в образовательном процессе . Одновременно следует отметить , что термины « сопровождение » ( М . Р . Битянова , И . А . Кибак , Н . В . Климова , Н . С . Пряжников , С . Н . Чистякова , и др .) и « поддержка » ( А . Г . Асмолов , О . С . Газман , В . К . Зарецкий , А . В . Мудрик , И . Ю . Шустова и др .) часто употребляются как синонимы для характеристики системы психолого - педагогической деятельности , как особого вида оказания помощи . Это объясняется , прежде всего , их семантической близостью , а также сходным характером задач , решаемых в процессе психолого - педагогического сопровождения или поддержки . Тем не менее , важно понимать , что изначально термин « сопровождение » был характерен для психологических исследований . Так , Ю . Слюсарев понятие « сопровождение » употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи , направленной « не просто на укрепление или достройку , а на развитие и саморазвитие самосознания личности », помощи , запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека . В педагогике более употребительным до недавнего времени был термин « поддержка ». Понятие « поддержка » получило развитие в работах О . С . Газмана , рассматривающего его как профессиональную деятельность педагогов , направленную на оказание помощи обучающимся в решении их проблем в условиях учебного заведения , успешной социализации . Изучение работ О . С . Газмана показывает , что педагогическая поддержка как особая сфера педагогической деятельности включает в себя « процессы со - и само -», позволяющие решить постоянно возникающие у учащихся проблемы . Н . Б . Крылова видит ее в широком социокультурном контексте как элемент любого со - трудничества и взаимодействия , поскольку считает педагогическую поддержку проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности со - действия его начинаниям и самореализации . Появление этого направления в педагогике основано на гуманистических взглядах на всю систему образования и воспитания . Наиболее полное определение понятия и содержания педагогической поддержки дано О . С . Газманом , который рассматривал ее как особый педагогический процесс , подразумевающий « превентивную и оперативную помощь в решении инди - видуальных проблем , связанных с физическим и психическим здоровьем , социальным и экономическим положением , успешным продвижением в обучении ; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией ; с жизненным , профессиональным , этическим выбором ( самоопределением )». Раскрывая сущность явления « педагогическая поддержка », разработчики концепции подчеркивают , что семантический и педагогический смысл поддержки

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=