Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 137 УДК 159.9.953 Е . В . Коляда ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел .: (4872) 35-21-61, e-mail ekaterina.kolyada.23@mail.ru ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ Под психологической адаптацией студентов к образовательному процессу в высшем учебном заведении мы понимаем сложный многоуровневый процесс приспособления к новым условиям деятельности и общения , интеграции личности с вузовской средой , приятие ею ее ценностей , норм и стандартов поведения , способов формирования профессиональных компетенций и умений межличностного поведения . Ключевые слова : Психолого - педагогическое сопровождение , педагогическая деятельность , психологическая помощь , социальное воздействие , адаптация . Становление в нашем обществе новой педагогической парадигмы , базирующейся на гуманистических идеалах , выдвинуло в качестве основных понятий педагогической деятельности психолого - педагогическое сопровождение , помощь и поддержку , которые выступают альтернативой абсолютизированной авторитарной педагогикой категории педагогического требования [3]. Необходимость включения психолого - педагогического сопровождения в теорию и практику образования базируется на нескольких основаниях : общенаучном , психологическом , физиологическом и собственно педагогическом . В качестве ведущих идей выступают положения современной философии образования : о необходимости его гуманизации , субъектности всех участников педагогического процесса ; о взаимодействии как процессе , в ходе которого изменяется состояние его субъекта ; научно - практические подходы к организации психологической службы в учреждениях образования и др . Актуальность изучения психолого - педагогического сопровождения обусловлена , с одной стороны , повышением значимости высшего образования , с другой стороны – недостаточной эффективностью практических технологий , используемых для оказания целенаправленной поддержки студентам в период их адаптации к образовательному процессу вуза . Многие исследователи сходятся во мнении , что одним из ключевых направлений модернизации российского образования является развитие человека , поэтому психолого - педагогическое сопровождение как метод , детерминирующий его , выступает в качестве значимого условия оптимизации образовательных программ . А его разработка , апробация и внедрение выступают как определяющий фактор изменений в образовательных системах [1]. Категория « психолого - педагогическое сопровождение » находится в стадии изучения , ученые не пришли к единому мнению относительно ее содержательного наполнения . Наше понимание психолого - педагогического сопровождения основано на идеях , изложенных в трудах педагогов Е . А . Александровой , Ш . А . Амонашвили , Е . В . Бондаревской , О . С . Газмана , Е . И . Казаковой , Г . Б . Корнетова , Л . Н . Куликовой и др ., которые провозглашают отношение к человеку как к высшей ценности , утверждают его право на свободу , выбор жизненного пути и творческую самореализацию , а задача воспитания видят во взаимодействии педагога и воспитанников при достижении общих личностно , социально и профессионально значимых целей на основе принципа личностно - ориентированной направленности [4]. Психолого - педагогическое

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=