Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 134 неуспешность и неумелость . В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия . Для 20% родителей характерен тип отношения « принятие - отвержение ». Для 16% родителей характерен тип отношения « симбиоз ». Для 16% родителей характерен тип отношения " Авторитарная гиперсоциализация ". Данный тип отражает форму и направление контроля за поведением ребенка . Для 4% родителей характерен тип отношения " Кооперация " - социально желательный образ родительского отношения . 4. Для большинства родителей характерны нарушения во взаимоотношениях с ребенком по основным показателям : снижена способность к сопереживанию , безусловное принятие , отношение к себе как к родителю , стремление к телесному контакту , оказание эмоциональной поддержки , ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия , умение воздействовать на состояние ребенка . 5. По результатам экспертной оценки , для большинства испытуемых - детей (68%) характерен высокий уровень агрессивности . Данной группе присущи такие черты как использование физических и вербальных средств против собеседника , подозрительность , недоверие по отношению к окружающим , нетерпимость и грубость в межличностных контактах . 12% детей в выборке , по мнению педагога , обладают средним уровнем агрессивности . Они в меру агрессивны и вполне адекватно оценивают свои возможности , рассчитывая в этой жизни добиться всего своими силами . 20% детей согласно учителю обладают низкой агрессивностью , что характеризует их как недостаточно уверенных в себе и излишне доверчивых . 6. Родительское отношение напрямую влияет на формирование личности детей . Исследование показало , что большинство детей , родители которых придерживаются авторитарных стилей отношения , имеют высокий уровень агрессии . Проведенное нами исследование еще раз выявило наличие проблемы разработки содержания и организации специальной практико - ориентированной работы с семьей агрессивных детей младшего школьного возраста , тем самым подтвердив ее актуальность . Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил установить , что родители с социально нежелательными стилями родительского отношения негативно влияют на формирование личности своих детей . У школьников , воспитывающихся агрессивными родителями , выявлен высокий уровень агрессивности . Анализ результатов диагностики позволяет также утверждать , что большинство детей агрессивных родителей имеют высокий уровень тревожности и заниженную самооценку . Нами была разработана программа психологического сопровождения для агрессивных младших школьников и их семей , направленная на снижение агрессивных и враждебных реакций детей , повышение самооценки , снижение тревожности и агрессивности младших школьников , формирование навыков конструктивного взаимодействия , принятия , поддержки . Основу программы составляют различные игры и упражнения . В программе используется преимущественно групповая форма работы , включающая блок занятий для детей , для родителей , для детей совместно с родителями . Эффективность программы психологического сопровождения семьи агрессивного младшего школьника достигнута посредством тренинговых и рефлексивных упражнений , развивающих благоприятные внутрисемейные отношения . В целом можно говорить о подтверждении гипотезы , о чем свидетельствуют результаты исследования . Для обработки полученных данных были использованы статистические критерии : знаков (G- критерий ).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=