Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 133 индивидуальные беседы с руководителем групп , в которой занимается ребенок ; привлечение членов семей к организации праздников , спектаклей для детей и другим формам досуговой деятельности . Следует отметить , что методология психологического сопровождения семьи и семейного воспитания предусматривает многообразие психологических практик в работе с родителями и эта тенденция сохранится как один из важнейших принципов организации психологической службы . Для наполнения содержанием диагностического блока работы мы использовали следующий пакет диагностических методик : для работы с детьми - Проективная методика « Рисунок семьи », Проективная методика « Кактус »; для работы с родителями - Методика диагностики родительского отношения А . Я . Варга и В . В . Столина , методика Басса - Дарки , Опросник Захаровой ; анкета для учителя . Апробация модели психологического сопровождения проводилась на базе МБОУ гимназия № 11 г . Тулы . Выборку составили учащиеся в возрасте 8-9 лет и их родители , всего 25 семей . Выборки являются зависимыми и репрезентативными . Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволяет сделать следующие выводы : 1. Для большинства опрошенных детей (60%) характерен высокий уровень агрессивности . Испытуемые с высоким уровнем агрессивности нередко бывают неуравновешенными и жестоким по отношению к другим ; надеются добраться до управленческих верхов , рассчитывая на собственные методы , добиваясь успеха , жертвуют интересами окружающих . 24% респондентов характеризуются средним уровнем агрессивности . Дети данной категории умеренно агрессивны , но вполне успешны в жизни , поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности . 16% выборки имеет низкий уровень агрессивности . Данная категория испытуемых миролюбива , что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях . 2. Большинство детей в семейной ситуации испытывают чувства тревожности , конфликтности и враждебности . У 40% проявляются такие особенности как снижение самооценки – дети рисуют себя либо дальше от семьи , чем других ее членов , либо не рисуют вообще . Причиной данного явления могут быть трудности самовыражения при общении с близкими , отсутствие чувства общности с семьей . 20% школьников выражают большую потребность в общении – в свои рисунки они добавляют животных , родственников , не проживающих с ними ( дядя , тетя ). Также из результатов методики видно , что в семьях у большинства детей нарушен эмоциональный контакт с родителями – практически на половине рисунков (48%) члены семьи не касаются друг друга ( не держатся за руки или стоят далеко друг от друга ). На 12% рисунках изображена семья , в которой каждый занят своим делом . На одном из них мама смотрит телевизор , папа в машине , дедушка читает , а ребенок играет , при этом все изображены на одном рисунке , но их ничего не связывает . Из этого можно сделать вывод о том , что в этой семье каждый предназначен сам себе . Эмоциональный контакт , межличностные отношения в таких семьях нарушены . 3. Для большинства родителей (44%) характерно родительское отношение по типу « маленький неудачник ». В родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка , приписывать ему личную и социальную несостоятельность . Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом . Интересы , увлечения , мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими , несерьезными . Ребенок представляется не приспособленным , не успешным , открытым для дурных влияний . Родитель не доверяет своему ребенку , досадует на его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=