Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 132 Сочетание теоретических знаний , их закрепление в опыте семейного воспитания , дискуссии и практикумы , обращенные к реальным трудностям семейного воспитания , создают хорошую основу родительской компетентности . 2. Социальная модель используется в тех случаях , когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств . В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил . 3. Психологическая ( психотерапевтическая ) модель используется тогда , когда причины трудностей ребенка лежат в области общения , личностных особенностях членов семьи . Она предполагает анализ семейной ситуации , психодиагностику личности , диагностику семьи . Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и выявлении причин его нарушений . 4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье . Объект диагностики — семья , а также дети с агрессивным поведением . Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения . 5. Медицинская модель предполагает , что в основе семейных трудностей лежат болезни . Задача психотерапии — диагноз , лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным . Можно использовать различные модели помощи семье агрессивного ребенка в зависимости от характера причин , вызывающих данную проблему . При организации психологического сопровождения семьи агрессивного ребенка , на наш взгляд , целесообразно , использовать следующие формы работы с семьей . 1. Психологическое консультирование - основные задачи : помощь в разрешении семейных трудностей ( работа с негативными переживаниями и поиск позитивного смысла , помощь в разрешении трудностей в отношениях между членами семьи , разрешение типичных семейных проблем , обостренных тяжестью состояния ребенка , таких как налаживание отношений с братьями , сестрами , с бабушками - дедушками , формирование согласованности вос питательных подходов членов семьи , и т . д .); укрепление родительской компетентности ; сопровождение семьи , эмоциональная поддержка , поиск ресурсов ; информационная поддержка ( помощь здесь может оказать лечебно - педагогическая литература , книги и брошюры , описывающие жизненный опыт семей с ребенком , имеющим нарушения , автобиографические книги самих людей с проблемами , информация в области защиты прав детей и т . д .). 2. Родительские группы - основные задачи : преодоление изоляции семей и отдельных ее членов , формирование основы для взаимопомощи и объединения семей , создание групп родителей , реализующих социальные инициативы ; сопровождение семьи и отдельных ее членов , эмоциональная поддержка , поиск ресурсов ; вовлечение семьи в процесс терапии , коррекции и обучения ребенка , укрепление родительской компетентности и партнерской позиции ; информационная поддержка ; помощь в разрешении семейных и личных трудностей . 3. Включение родителей в процесс занятий с ребенком основные задача - вовлечение семьи в процесс терапии и обучения , установление партнерских отношений с семьей ; обучение членов семьи новым , более терапевтичным приемам взаимодействия , общения навыкам обучения и воспитания ; развитие родительской компетентности ; создание условий для переноса приобретенных ребенком умений и навыков в обычную жизнь ; помощь в разрешении семейных проблем и индивидуальных трудностей . 4. Дополнительные формы работы с семьей - общие родительские собрания и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=