Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 131 В настоящее время проблема психологического сопровождения в образовательной сфере приобрела особую актуальность в связи с ориентацией на индивидуально - личностное развитие обучающегося . Успешно организованное психологическое сопровождение позволяет личности открыть возможности самосовершенствования и самореализации . Цель психолого - педагогического сопровождения - формирование и актуализация определенных психических способностей личности , соответствующих тем связям и отношениям , внутри которых эта личность должна жить . Достижение этой цели невозможно без сформированности и созревания определенных функциональных ( психофизиологических ) структур , обеспечивающих реализацию данных способностей . В настоящее время выделяют следующие виды ( направления ) работ по осуществлению психолого - педагогического сопровождения : 1) профилактика , 2) индивидуальная и групповая диагностика , 3) консультирование ( индивидуальное и групповое ), 4) развивающая работа ( индивидуальная и групповая ). Главная цель этих четырех направлений деятельности сводится к созданию таких социально - педагогических условий , в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своего развития и своей жизни : деятельности , общения и собственного внутреннего мира . Частная цель , имеющая отношение именно к образовательному пространству школы – создание условий для успешного обучения и поступательного психологического развития учащихся в школьной среде . Центральным принципом при этом является ценность личного выбора человека , его самоопределения в значимых жизненных ситуациях . В настоящее время сопровождение рассматривается как процесс , как целостная деятельность психолога и педагога , в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента . 1. Систематическое отслеживание психолого - педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения . 2. Создание социально - психологических условий для развития личности детей и их успешного обучения . 3. Создание специальных социально - психологических условий для оказания помощи детям , имеющим проблемы в психологическом развитии , обучении . В современной психологической практике выделяют следующие модели помощи семье , которые может использовать психолог в работе с родителями агрессивного младшего школьника . 1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей . Субъектом жалобы в таком случае обычно является ребенок . Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию , намечает программу мер . Хотя причиной неблагополучия может быть сам родитель , эта возможность открыто не рассматривается . Психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя , сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания . Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений , связанных с воспитанием детей . Эта модель носит профилактический характер . В ней особенно нуждаются так называемые проблемные , дисфункциональные семьи . Она направлена на повышение психолого - педагогической культуры родителей , расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи , активное включение родителей в процесс социального воспитания детей . Для этого используются различные формы работы .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=