Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 130 комплекса социальных связей ; относительная изменчивость под воздействием социальных условий ; относительная устойчивость , постоянство , одинаковость при повторных проявлениях . При этом агрессию следует рассматривать : 1) как поведение – мотивационные внешние действия . Л . Б . Гиппенрейтер определяет агрессию как реакцию на « неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви , уважении , принятии и нужности другому человеку ». Р . С . Немов считает , что у человека существуют различные мотивационные тенденции , связанные с агрессивным поведением . Агрессия возникает в результате сложного мотивационного состояния , в котором можно выделить как побуждающий ( враждебность , гнев и др .), так и тормозящий ( культурные стереотипы , страх наказания , чувство вины и др .) компоненты ; 2) как психическое состояние . Н . Д . Левитов выделяет феноменологию , этапы и компоненты агрессии . В качестве этапов агрессивного состояния рассматриваются подготовка к агрессии , процесс осуществления агрессии ; оценка результатов . Рассматривая и анализируя компоненты агрессии , Н . Д . Левитов , И . В . Дубровина предлагают изучить познавательный , эмоциональный и волевой компоненты . Л . М . Семенюк рассматривает так называемый « бессильный гнев » при фрустрации , когда нет возможности снять барьер . Типичное состояние агрессии при этом характеризуется острым , часто аффективным переживанием гнева , импульсивной активностью , злостью , в ряде случаев желанием на ком - то и даже на чем - то « сорвать зло ». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость в разных формах . Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено , например в драчливости , грубости , « задиристости », а может быть более « затаенным », имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности . Агрессивные действия выступают в качестве средства достижения какой - либо значимой цели ( инструментальная агрессия ); как способ психической разрядки , замещения , удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности ; как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении . Агрессивность , как всякая личностная черта , свойство , имеет различную степень выраженности : от почти полного отсутствия до предельного развития . Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности . Различные методологические и концептуальные подходы отечественных и западных ученых не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения детской агрессивности . Однако , становится ясно , что детская агрессивность имеет комплексную этиологию , причинами агрессивного поведения могут быть как психологические ( нарушения в мотивационной , эмоциональной , волевой или нравственной сферах ), так и социально – психологические факторы ( дезинтеграция семьи , нарушение эмоциональных связей в системе детско – родительских отношений , особенности стиля воспитания ). М . Р . Битянова , Т . В . Азарова , Е . И . Афанасьева , Н . Л . Васильева , рассматривая сопровождение как конкретную практическую деятельность , как метод психологической работы в школе , трактуют его как системно организованную деятельность , в процессе которой создаются социально - психологические и педагогические условия для успешного обучения и психического развития каждого ребенка в школьной среде . Некоторые отечественные психологи пользуются близкими по смыслу категориями . Например , И . В . Дубровина , Н . Н . Толстых , Ю . З . Гильбух используют термин содействие .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=