Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 13 другому : ступень образования – это культурная модель становления субъективной реальности человека на определенном этапе онтогенеза . Модель образовательного процесса и педагогической деятельности обосновывается нами как теоретический конструкт , призванный связать в целое содержание образовательного процесса ступени и содержание деятельности его субъектов – учащихся , педагогов и их совместной деятельности . Модельное представление образовательного процесса и педагогической деятельности позволяет задавать качественную специфику ступени образования посредством указания на цели и задачи развития школьника на данном отрезке онтогенеза , указания на позицию , смысл действий , характер действий учащегося , описания позиции , смысла действий , характера действий педагога и вид их совместной образовательной деятельности . Иначе говоря , закономерности развития субъекта на определенном этапе онтогенеза представлены через проекцию взаимосвязанной деятельности школьника и педагога . Точку пересечения образовательного процесса и педагогической деятельности мы обозначили понятием « образовательная ситуация » . Образовательная ситуация представляет собой единицу описания образовательной ступени , удерживающей целостность ценностей и целей развития образующегося и средств и способов достижения образовательных целей . Через описание образовательных ситуаций процессуальное представление закономерностей становления индивида на этапах онтогенеза наполняется деятельностным содержанием , описанием процесса культурного развития субъекта . Таким образом . в модели образовательного процесса и педагогической деятельности представлены в единстве возрастно - нормативная модель развития на ступени образования и деятельностные условия ее реализации : возрастно - сообразная деятельность взрослых , деятельность образующихся , совместная деятельность детско - взрослой общности . Разработка возрастно - ориентированной модели образовательного процесса и педагогической деятельности даст возможность профессиональному педагогу увидеть основные составляющие педагогической деятельности в их целостности и взаимосвязи . Для психолога образования возрастно - нормативная модель развития человека на этапах онтогенеза и возрастно - ориентированная модель образовательного процесса и педагогической деятельности выступают средством разработки программ психологического сопровождения развития школьника на ступенях образования . До сих пор в парадигме и практике концепции развивающего образования предметом острых дискуссий остается вопрос о форме и содержании учебной деятельности в средней и старшей школе . В соответствии с антропологическим подходом специфику учебной деятельности на основной и средней полной ступенях общего образования можно представить следующим образом . Учебная деятельность на средней и старшей ступенях школы приобретает формы проектной и собственной исследовательской деятельности . Именно эти формы учебной деятельности отвечают логике развития человека на этапе подросткового возраста и ранней юности . Ключевым звеном становления взрослости подростков является педагогическое проектирование условий формирования субъектной , авторской позиции учащихся как в учебных курсах , так и во внеучебной сфере школьного образования . Проектирование и создание педагогами ситуаций , форм и средств , позволяющих подросткам осознать и оформить собственные позиции в учебной деятельности , так и за пределами школы , в многоплановой социально значимой деятельности , расширяет пространство их свободного выбора и становления ответственного , взрослого поведения . Становление центрального новообразования подросткового возраста – способности к самоопределению – напрямую зависит от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=