Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 129 содержания и организации специальной практико - ориентированной работы с родителями . Анализ современной практики построения психологической работы ( Э . М . Александровская , М . Р . Битянова , Т . Дворецкая , Е . И . Казакова , Е . А . Козырева , А . Колеченко , Р . В . Овчарова , В . Семикин , Т . И . Чиркова и др .) позволяет в качестве наиболее перспективного направления рассматривать парадигму сопровождения . Несмотря на достаточно непродолжительный срок своего существования , данная модель деятельности психологической службы получила широкое распространение в различных образовательных учреждениях , среди них детские сады ( Г . Бардиер , И . Ромазан , Т . Чередникова , Т . И . Чиркова ), школы ( Э . М . Александровская , И . А . Баева , М . Р . Битянова , О . А . Добрынина , Е . И . Казакова , Е . А . Козырева , Т . Л . Порошинская , Л . В . Тарабакина и др .), средние и высшие профессиональные учебные заведения ( Ж . О . Андреева , В . К . Багирбеков , Р . О . Агавелян , Ю . М . Львин ). Между тем , применительно к работе с родителями некоторые аспекты организации сопровождения все еще остаются недостаточно разработанными и изученными . На современном этапе можно констатировать наличие противоречий между признанием необходимости работы с семьей как одним из главных факторов формирования агрессивного поведения детей и недостаточностью методического обеспечения педагогов , психологов образовательных учреждений по организации работы с родителями младших школьников . В своем исследовании мы предположили , что работа с семьей агрессивного младшего школьника будет протекать эффективно , если : 1. учитывать , что проявление агрессии в поведении младшего школьника находится в прямой зависимости от личностных особенностей родителей и их педагогической ( воспитательной ) позиции ; 2. работу с родителями организовать как психологическое сопровождение в единстве четырех основных видов ( направлений ) деятельности педагога - психолога - индивидуальная и групповая диагностика , профилактика , консультирование ( индивидуальное и групповое ), развивающая работа ( индивидуальная и групповая ); 3. провести цикл занятий , направленных на снижение агрессивных и враждебных реакций , повышение родительской компетентности , формирование навыков конструктивного взаимодействия , принятия ребенка . Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования показал , что в отечественной науке достаточно четко прослеживается тенденция к выделению понятий « агрессия » и « агрессивность » и их четкому разграничению ( Г . Э . Бреслав , А . И . Захаров , С . Л . Колосова , Р . В . Овчарова , Н . М . Платонова , А . А . Реан , А . И . Фурманов и др .). Определяя агрессию как индивидуальное или коллективное поведение , действие , направленное на нанесение физического или психологического вреда или ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей , современные исследователи рассматривают агрессивность с разных позиций . Т . Г . Румянцева рассматривает агрессивность как форму социального поведения , так как агрессивное поведение человека осуществляется в контексте социального взаимодействия . Л . М . Семенюк говоря об агрессивности в личностных характеристиках подростка , определяет ее как форму протеста против непонимания взрослых , как результат неудовлетворенности своим положением в обществе , что проявляется и в соответствующем поведении . А . А . Реан понимает под агрессивностью такое свойство личности , которое выражается в готовности к агрессии . Основными критериями , позволяющими отнести агрессивность к свойствам личности , являются : выражение данным свойством некоторого отношения к определенным сторонам действительности ; формирование в процессе социализации и образования постоянного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=