Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 128 УДК 159.9. 072.42 А . И . Амелькина ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») К . С . Шалагинова ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел .: (4872) 35-56-68, e-mail: shalaginvaksenija99@yandex.ru ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ АГРЕССИВНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В статье представлен опыт работы с семьями , воспитывающими агрессивных младших школьников . Влияние семьи рассматривается как одна из основных причин проявления агрессии в поведении ребенка . Описаны основные этапы деятельности педагога - психолога по психологическому сопровождению семей агрессивных детей в начальной школе . Ключевые слова : агрессия , младший школьник , семья , психологическое сопровождение , диагностика , коррекция агрессивного поведения В исследованиях отечественных и зарубежных ученых последних лет отмечен значительный рост проявлений агрессивных реакций в школьной среде . Если раньше речь шла об агрессивности , начиная преимущественно с подросткового возраста , то теперь данная проблема стала актуальной уже для начальной школы , а истоки агрессивности в поведении детей все чаще обнаруживаются в дошкольном возрасте . Младшие школьники , как особая социальная и возрастная группа , оказались наиболее восприимчивыми к деструктивным внешним воздействиям : СМИ , компьютерные игры , поведение старших по возрасту подростков , взрослых и др . Различные методологические и концептуальные подходы отечественных и западных ученых не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения детской агрессивности . Однако , становится ясно , что агрессивность как свойство , присуща многим детям , возникает в силу разных причин . В качестве одной из центральных в настоящее время рассматривается семья , в которой воспитывается ребенок . Семья по праву во все времена считалась важнейшим институтом социализации , первым социальным миром ребенка , в котором он получает опыт социального взаимодействия , овладевает навыками поведения и межличностного общения . В психологических исследованиях ( Л . И . Божович , З . А . Бардышевой , Н . Н . Толстых , И . В . Дубровиной , З . А . Матейчик и др .) доказано исключительное влияние семьи на ребенка , установлено , что при обеспечении безопасности в семье у ребенка развиваются привязанности , уверенность , защищенность , умение справляться с трудностями и потерями , происходит развитие личностных качеств , способностей и возможностей . В настоящее время семейная проблематика рассматривается в достаточно широком предметном аспекте . Особое направление научного поиска составляет изучение психологических аспектов построения и функционирования семьи как особого социального института . Применительно к проблеме агрессии и агрессивного поведения современные исследователи отмечают непоследовательность родительской позиции , неумение родителей контролировать собственные эмоции , применение наказаний , ограничения свободы , самостоятельности , чрезмерной опеки , подавления инициативы ребенка и т . д ., что в свою очередь усиливает проявление агрессии в поведении детей , становится причиной закрепления агрессивности в устойчивую черту личности . Данное обстоятельство выдвигает на первый план проблему разработки

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=