Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 124 информационной компетентности будущих практических психологов , разработку модели развития информационной компетентности будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе . Однако , пока в научной литературе не представлена научно обоснованная система действий , позволяющая осуществлять развитие информационной компетентности будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе в ходе изучения дисциплин психологического цикла в условиях модернизации образования . Таким образом , проведенный теоретический анализ показал , что , с одной стороны , проблема развития информационной компетентности достаточно обстоятельно рассматривается в педагогических и психологических научных работах , а с другой стороны , нет научно обоснованных подходов к развитию информационной компетентности будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе . Анализ психолого - педагогической , методической и специальной литературы убеждает нас в том , что понятие « информационная компетентность будущих практических психологов » является неоднозначным . Опыт нашей работы позволил нам предложить следующее определение : информационная компетентность ( ИК ) будущих практических психологов - это интегративное личностно - деятельностное свойство специалиста , включающее в себя совокупность знаний , умений , навыков , способы деятельности и субъективный опыт , познавательную и социальную мотивацию , индивидуально - личностные характеристики практических психологов . В структуре ИК мы выделили такие ее компоненты как : когнитивный , операционально - деятельностный , мотивационно - ценностный и практический компоненты и определили пять уровней ее сформированности : низкий , недостаточный , средний , достаточный , высокий ( оценка уровней проводилась по степени выраженности когнитивного , операционально - деятельностного , мотивационно - ценностного и практического компонентов ). Опытно - экспериментальная работа проводилась в процессе организации аудиторной , внеаудиторной и научно - исследовательской работы студентов 1, 2 и 3 курсов по дисциплине « Психология ». Для исследования уровня ИК использовался следующий инструментарий : анкеты , тесты , анализ продуктов деятельности педагогов , включенное наблюдение . Анализ результатов показал , что 25 % будущих практических психологов обладали низким уровнем ИКК , 36 % - имели недостаточный уровень , 28 % – средний и лишь 10 % - достаточный и 1 % - высокий уровень ИК . Особые трудности применения информационных технологий студентов связаны с их неготовностью применять знания , полученные в школе . Отсюда и возникает противоречие между определенным уровнем знаний студентов в области применения информационных технологий и неумением их применять в ситуациях профессиональной деятельности . На наш взгляд , развитие информационной компетентности будущих практических психологов возможно только при совместной подготовке как в системе информационной подготовки , так и на дисциплинах психолого - педагогического блока . С этой целью нами были предложены следующие этапы формирования ИК будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе : 1. Проектировочный , на котором осуществляется создание идеальной модели ИК . 2. Диагностический , целью которого является диагностика реального уровня сформированности ИК у будущих практических психологов .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=