Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 123 В данной статье предлагается авторское видение решения проблемы развития информационной компетентности будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе . Как известно , понятие « компетентность », « компетентный » в русский язык пришло из латинского , где слова competens, competentis означали « надлежащий , способный ». Взгляды на понятие « компетентность » время от времени менялись . Анализируя философскую и психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования , можно сделать вывод , что сам термин « компетентность » еще окончательно не устоялся в отечественной педагогике и психологии и по большей части в настоящее время употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста . Так , исследователи , в основном , склонны придерживаться одной из двух точек зрения . Согласно первой - большинство зарубежных исследователей не разграничивают понятия компетентность и компетенции . Отечественные ученые склонны разделять эту точку зрения , подчеркивая различие между понятиями « компетентность » и « компетенция ». В современной образовательной ситуации понятие информационной компетентности также не является однозначным и общепринятым . Ученые делают различные акценты при интерпретации данного понятия . Многие исследователи ( Витухновская А . А ., Жданов С . А . и др .) к числу значимых признаков относят знание информатики как предмета ; использование компьютера как необходимого технического средства ; выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства ; совокупность знаний , умений и навыков по поиску , анализу и использованию информации ; наличие актуальной образовательной или профессиональной задачи , в которой актуализируется и формируется информационно - коммуникационная компетентность [1]. В теории образования существует целый спектр близких по значению понятий : « компьютерная грамотность », « информационная культура », « информационно - коммуникационная компетентность », « компетентность в сфере новых информационных технологий ( НИТ )», « информационная коммуникационно - технологическая компетентность ( ИКТ - компетентность )», « информационная компьютерная компетентность ». Так , определяя одну и ту же проблему , эти категории имеют специфические смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах . Также неоднозначно исследователями трактуются структурные компоненты профессиональной компетентности . И их количество также изменяется от пары до множества . Анализ образовательной практики по вопросам формирования и развития информационной компетентности будущих специалистов и ее компонентов в условиях обучения в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме развития информационной компетентности будущих практических психологов в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе . Важную роль в данном случае играет изучение дисциплин психологического цикла на первом , втором курсах , моделирующих образовательный процесс педагогического вуза . В условиях обучения в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования , определяющего новые требования к результатам профессиональной подготовки в педагогическом вузе , работа по развитию информационной компетентности будущих практических психологов должна опираться на выявление педагогических условий , способствующих развитию

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=