Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 12 ( самосознание ), субъектности в общности ( самобытность ), субъектности в деятельности ( самодеятельность ). Становление субъектности в сознании , субъектности в общности , субъектности в деятельности образуют главные линии развития человека как субъекта собственной жизни , как субъекта развития и саморазвития в образовании . Данные главные линии являются образующими линиями развития . Ситуация развития выступает в функции « несущей конструкции » в возрастно - нормативной модели развития . Ситуация развития – это определение исходной ситуации , пространства развития , того источника , отправляясь от которого возможно выстроить и то , что развивается , и проследить , как осуществляется это развитие . В качестве ситуации развития мы выделили детско - взрослую со - бытийную общность [10]. Ситуация развития – это совокупность предпосылок и условий , преобразуемых в пространство связей и отношений между со - участниками со - бытийной общности , которые и создают динамизм , напряженность и внутреннюю противоречивость ситуации . Выявление в рамках одного возрастного этапа последовательности ситуаций развития раскрывает внутреннюю динамику возраста . Такая трактовка ситуации развития позволяет сделать предположение о том , что именно детско - взрослая событийная общность , в которой в различных формах реализуется ведущая деятельность , является источником , ресурсом и условием нормального развития . Именно детско - взрослая общность является субъектом ведущей деятельности , а сама ведущая деятельность при этом рассматривается как совокупная , как совместная деятельность взрослых и детей . В соответствие с этим представлением , возрастно - нормативные модели развития задаются через последовательную совокупность ситуаций развития , точно приуроченных к определенной ступени образования . И это понятно , для разных детей в определенном возрасте эти ситуации различны , но волей социальных обстоятельств все они оказываются в одном классе , на одной ступени образования . В свою очередь , каждая ситуация развития задана ( или определена ) системой связей и отношений в со - бытийной общности детей и взрослых ; каждый раз – особых отношений к деятельности , к взрослому , к сверстнику , к самому себе . Возрастно - нормативная модель описывает ребенка на определенном возрастном этапе и дает характеристику его развития в виде последовательного развертывания ситуаций развития . Содержание ситуации развития – это определенный потенциал развития и саморазвития ребенка , обеспечивающий завершение предшествующих достижений развития и создание предпосылок и условий освоения в будущем новых видов деятельности . Построение последовательности ситуаций развития на основе организации ведущих видов деятельности может исчерпать данную ситуацию развития и привести к новообразованиям , вхождению и позиционированию в новом типе общности . Новообразования развития – это реализация возможностей предыдущего этапа развития , зона актуального развития ( того , что образуется ) и ближайшего развития ( как предпосылки следующего шага развития ). Существенно заметить , что в структуреновообразований важное место занимают причинная , целевая , ценностная и смысловая детерминации развития . Описание психолого - педагогических условий и особенностей становления субъективной реальности человека на ступенях образования требует введения модельных представлений об образовательном процессе и педагогической деятельности . При этом сама ступень образования понимается нами как модель культурного или возрастно - нормативного развития человека . Можно сказать и по -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=