Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 119 механизмами профессиональной деятельности , готовностью к трансформации социо - культурного опыта , поиск своего профессионального стиля , осознание сущности профессии . На этом важном этапе современная молодежь сталкивается с многочисленными жизненно важными проблемами . Эмпирическое исследование , проведенное нами с ноября 2010 г . по май 2011 г ., в котором приняло участие более 600 студентов Приднестровского государственного университете им . Т . Г . Шевченко , показало , что значимыми для этой группы студентов являются проблемы самоопределения , непредсказуемости собственных профессиональных и личных перспектив , проблемы межличностного общения , проблемы в сфере учебно - профессиональной деятельности и управления собственной жизнью . На наш взгляд , жизненно важные проблемы – это проблемы , которые возникают или в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения или в случае несоответствия между целями , стремлениями , возможностями их реализации и качествами личности . Теоретически жизненные события , которые создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворения фундаментальных потребностей , ведут к возникновению кризиса и ставят перед индивидом проблему , от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом . Нерешенные жизненные проблемы не позволяют студенту эффективно развиваться , адекватно оценивать себя , свою жизнь . Как отмечает В . Е . Клочко , человек весь устремлен в будущее , а нерешенные жизненные проблемы не способствуют дальнейшему развитию и заставляют оборачиваться назад и постоянно анализировать прошлые неудачи [2]. Разрешение жизненно важных проблем состоит , на наш взгляд , в преодолении противоречий внешнего и внутреннего мира , в поисках разнообразных подходов и способов их разрешения . Разрешение всякой проблемы можно представить как ряд последовательных , взаимосвязанных шагов , ведущих , в конечном счете , к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и , тем не менее , до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения , являющегося целью творческого поиска . Совершенствование у студентов навыков разрешения жизненно важных проблем может быть успешно осуществлено на основе субъектогенетического подхода к саморегуляции и самоорганизации личности [4]. Прохождение стадий субъектогенеза приводит к порождению личности себя как субъекта , способного осознать поставленную цель и представить себе конечный результат деятельности , когда он осознает пути , средства и условия достижения этой цели . Обретение такого качества происходит в диалектическом процессе разрешения человеком актуальных противоречий между его потребностями и наличными возможностями для их удовлетворения . Современный студент вуза должен принять на себя ответственность за свою судьбу и иметь в своем распоряжении действенные средства организации и управления своей жизнедеятельностью . Следовательно , в распоряжении студента должны быть алгоритмы решения различных жизненно важных проблем . С целью совершенствования у студентов на начальном этапе профессионального становления навыков разрешения жизненно важных проблем , нами было проведено в ПГУ им . Т . Г . Шевченко экспериментальное исследование . Выборку экспериментального исследования составили студенты - первокурсники общим объемом 130 человек ( по 65 человек в экспериментальной и контрольной группах ). В экспериментальной группе нами был проведен курс « Жизненная навигация », разработанный профессором , доктором психологических наук А . С . Огневым на основе взглядов позитивной психологии о позитивных аспектах человеческой жизни , таких , как счастье , благополучие и процветание и отечественного субъектогенетического

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=