Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 118 УДК 159.9.953 А . С . Огнев ( Москва , ФГБОУ ВПГО « МГГУ им . М . А . Шолохова ») С . Н . Гончар ( Тирасполь , ПГУ им . Т . Г . Шевченко ) Тел .: (533) 778-2-57-52, (495) 915-55-24, e-mail: s-gonchar@mail.ru , e-mail: altognev@mail.ru СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ КАК ЭЛЕМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В статье рассматриваются жизненно важные проблемы , с которыми сталкивается современная молодежь на этапе своего профессионального становления в системе непрерывного образования . Предлагается совершенствовать у студентов навыки разрешения жизненно важных проблем на основе субъектогенетического подхода к саморегуляции и самоорганизации личности . Ключевые слова : непрерывное образование , профессиональное становление , жизненно важные проблемы , субъектогенез . Социально - экономические перемены , происходящие в современном обществе , требуют нового набора необходимых базовых знаний и умений , обеспечивающих человеку возможность активного участия в профессиональной , общественной и личной жизни . К таким знаниям и умениям относят компьютерную грамотность , иностранные языки , технологическую культуру , предпринимательство , а также уверенность в себе , умение рисковать , брать на себя ответственность , способность правильно оценить собственные возможности и результаты своей деятельности ( в том числе профессиональной ), способность препятствовать возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами , способность разумно действовать в условиях современного поливариантного выбора . Приобретение этих умений чрезвычайно важно , но не менее важным является их постоянное обновление . Именно отсутствие или недостаток квалификации , как отмечает А . В . Нестеров , являются главной причиной безработицы во многих высокоразвитых странах . Поэтому государство обязано гарантировать своим гражданам всеобщий непрерывный доступ к образованию с целью получения и обновления знаний и умений , необходимых им для полноценного включения в современное общество [5]. В психологии концепция непрерывного профессионального образования , сформированная на основе теоретических и практических исследований В . Л . Аношкиной , А . А . Вербицкого , Б . С . Гершунского , О . В . Купцова , В . Г . Осипова , Н . К Сергеева , и др ., описывается через выявление мотивационно - смысловых основ овладения профессией , совершенствования в ней , понятия личности как субъекта профессионального выбора [1], [6]. Главным системообразующим фактором непрерывного образования является личность . Сергеев А . А ., Сергеева М . Г . отмечают , что непрерывное образование должно перерасти в систему поддержки непрерывного саморазвития человека — только в этом случае человек становится субъектом профессиональной деятельности и жизни , что позволит ему реализовываться в качестве участника преобразующего социального взаимодействия [6]. Важным этапом профессионального становления в системе непрерывного образования является этап самоопределения в профессии , овладение сущностными

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=