Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 112 побудителей активности личности . Автор отмечает , что специфика действия ценностных ориентации состоит в том , что они функционируют не только как способы рационализации поведения , их действие распространяется не только на высшие структуры сознания , но и на те , которые обозначаются обычно как подсознательные структуры . Именно ценностные ориентации определяют направленность воли , внимания , интеллекта [4]. Отечественный ученый Ф . Е . Василюк подчеркивает , что ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия , ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития [1]. Ценности выступают как идеальные эталоны должного . В « Словаре парадоксальных определений » В . Кротова , ценности определяются как то , чему мы не можем назначить цену . Это основания наших оценок действительности , наши жизненные ориентиры и побудители к определенного рода активности . Человеку мало удовлетворять свои потребности , устранять состояние объективной нужды в чем - то . Не менее значимым оказывается и то , как , каким путем , посредством чего эти потребности удовлетворяются . Вопросы о том , « Как ? Каким путем ? Посредством чего ?» решаются человеком с помощью существующих у него идеальных эталонов должного - его субъективных ценностей [5]. Проанализировав литературу по проблеме ценностных ориентаций и влияния ценностных ориентаций общества на личные ценностные ориентации человека , нами была предпринята попытка изучения особенностей ценностных ориентаций личности студентов Приднестровья и Украины . Приднестровье и Украина являются соседствующими странами , обладающими общими славянскими корнями и использующими , в качестве общего , русский язык . Поэтому , часть вопросов , касающихся сложностей кросс - культурных исследований здесь решена . Однако , Украина и Приднестровье находятся в принципиально разных социально - политических и социально - экономических условиях , поэтому , изучение особенностей ценностных ориентаций приднестровских и украинских студентов имеет важное значение с точки зрения психологии культурных различий . Для изучения особенностей ценностных ориентаций украинских и приднестровских студентов нами был использован опросник ценностей Шварца (Schwartz Value Survey – SVS). Первая часть методики предоставляет возможность изучить нормативные идеалы - ценности личности на уровне убеждений , оказывающие влияние на личность , но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении . Первая часть методики ( Опросник ценностей Шварца ) представляет собой два списка слов , характеризующих в сумме 57 ценностей . Все они имеют ясную мотивационную цель и являются в той или иной мере значимыми для разных культур . В опроснике испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни . Вторая часть методики ( Портретный опросник ценностей – Portrait Values Questionnaire - PVQ) изучает ценности на уровне поведения , то есть индивидуальные приоритеты , проявляющиеся в социальном поведении личности . Во второй части методики ( Портретный опросник ценностей ) приводится список из 40 описаний человека , соответствующих тому или иному из 10 типов ценностей . Испытуемого просят оценить , в какой степени описанный в опроснике человек похож или не похож на него . Показатели по типам ценностей , полученные в описанных выше двух частях опросника , характеризуют два уровня функционирования ценностей : - нормативные идеалы , то есть ценности личности на уровне убеждений ;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=