Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 111 Отечественный психолог В . А . Ядов трактует ценностные ориентации личности как личностные диспозиции , регулирующие поведение и деятельность человека в наиболее значимых ситуациях социальной активности . Сложность системы ценностных ориентаций личности отмечает З . И . Файнбург . Автор подчеркивает сложность ее детерминации социальными факторами . Это говорит о том , что систему ценностных ориентаций личности , можно рассматривать как подсистему более широкой системы , описываемой различными авторами как « жизненный мир человека », « образ мира » и т . п ., имеющую , в свою очередь , сложный и многоуровневый характер . Изучение роли общественно - социальных отношений в формировании личности применительно к ее ценностным ориентациям было продолжено в работах Б . Д . Парыгина , Г . М . Андреевой , А . И . Донцова , Л . И . Анцыферовой , В . С . Мухиной , А . А . Бодалева , Г . Г . Дилигенского , В . Г . Алексеевой и многих других исследователей . С точки зрения Л . И . Анцыферовой , направленность личности на определенные ценности или ценностные ориентации - формирует общество . Именно общество предъявляет определенную систему ценностей , которые человек « чутко улавливает » в процессе постоянного « обследования границ и содержания норм » и формирования их собственных , индивидуально - личностных эквивалентов . Отечественный психолог В . Г . Алексеева понимает определение ценностных ориентации , как форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности , как ступень перехода ценностей общества в деятельность субъекта . Автор указывает , что система ценностных ориентации — это основной канал усвоения духовной культуры общества , превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей . Необходимо подчеркнуть , что социально - психологический подход к определению ценностей заключается не в рассмотрении ценностной системы общества как внешней по отношению к человеку совокупности норм и правил , а в анализе социально обусловленного характера принятия ценностей личностью . Так , С . Л . Рубинштейн видел задачу психологии в том , чтобы преодолеть отчуждение ценностей от человека . В данном контексте как основное средство принятия личностью ценностей общества может рассматриваться понятие « деятельность », занимающее ключевое место в теории А . Н . Леонтьева . По его словам , реальным базисом личности человека выступает совокупность общественных по своей природе отношений к миру , которые реализуются его деятельностью [4]. Система ценностных ориентации личности , занимает промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды , между мотивационно - потребностной сферой и системой личностных смыслов и обеспечивает взаимодействие этих элементов такой системы , как « человек ». Ю . А . Шерковин подчеркивает , двойственный характер системы ценностей , обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом , определяет ее двойное функциональное значение . Таким образом , ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок , которые помогают индивиду занять определенную позицию , выразить свою точку зрения , дать оценку . Становясь частью сознания , ценностные ориентации выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения , поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями , вошедшими в его личностную структуру . Отечественный психолог А . Г . Здравомыслов указывает на регулятивную функцию ценностных ориентации , так как они охватывают все уровни системы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=