Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 11 Разработанные в отечественной и зарубежной психологии возрастные модели развития носят локальный характер , поскольку не рассматриваются в контексте целостных периодизаций развития человека . Как правило , в данных моделях развития выделяются новообразования как результат психического развития , однако нет единодушия в составе конкретных видов новообразований , характерных для данного возрастного периода . Возрастно - нормативная модель развития должна носить прежде всего регулятивный характер , она должна отвечать на вопрос – как и зачем строится та или иная форма образования . В точном соответствии с понятием модели , возрастно - нормативная модель развития должна представлять собой отображение в общей и наглядно выраженной форме сущность определенной действительности , в нашем случае – возрастного развития . Определим принципиальные подходы к пониманию состава и структуры возрастно - нормативной модели развития . Структура возрастно - нормативной модели развития включает в себя три компонента : - главные линии развития , - ситуации развития , - новообразования развития . Выделение главных линий развития человека имеет принципиальное значение при конструировании возрастно - нормативной модели развития в образовании . В соответствии с антропологическим принципом , развитие есть не просто самораскрытие объекта , актуализация уже заложенных в нем потенций , а качественная смена состояний , в основе которой лежит невозможность по тем или иным причинам сохранения существующих форм функционирования . Объект переходит на иной уровень функционирования , прежде недоступный и невозможный для него , а условием такого перехода является изменение организации объекта . При выделении главных линий развития человека в первую очередь необходимо различить образующие и составляющие линии развития . Образующие линии являются сквозными для всех периодов онтогенеза и остаются ими , пока осуществляется развитие . Образующие линии – это все то , что продолжает становиться и развиваться , не имеет окончательного завершения , находится в абсолютном движении становления ; меняется лишь доминация линий в ходе развития . Составляющие линии – это все то , что имеет относительно завершенный характер , функционирует как некая способность , обладающая возможностью к совершенствованию и оптимизации ; они специфичны в пределах определенного этапа онтогенеза . Образующие линии являются основой , базой , на которой возникают , развиваются и формируются многообразные способности индивида как новообразования возраста . В описании линий и новообразований развития как состава и структуры возрастно - нормативной модели развития человека в образовании мы исходим из понимания онтологии человека . Общность , деятельность и сознание в своем единстве составляют онтологические основания человеческого способа жизни . Эти основания взаимополагают друг друга , но не сводимы и не выводимы одно из другого . Все три стороны целостной человеческой реальности являются одновременно и следствиями , и предпосылками друг друга . Вместе с тем , исходным основанием само - бытия человека является его деятельное бытие , где человек есть воплощенная деятельность или его субъектность ; достаточно всмотреться в саму структуру этого слова : субъект – есть одновременно источник и само действие ( самодействие ). Уровень , масштаб , тип практикования той или иной формы бытия человека задают уровень , масштаб и тип его субъектности : субъектности в сознании

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=