Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 100 В тоже время следует помнить о том , что любая педагогическая деятельность – это прежде всего импровизация , творчество и непосредственное проявление индивидуальности каждого отдельного педагога , потому что там , где нет творчества и индивидуальности , там педагогическая деятельность формализирована , внешне в ней всё правильно и верно , а по сути – она « мертва », так как она , с одной стороны , не стимулирует учебную деятельность обучающихся , не формирует их как её субъектов , а с другой – « уничтожает » самих педагогов как творческих субъектов педагогической деятельности . В связи с этим творческая личность педагога специальных дисциплин — главная предпосылка его успешной педагогической деятельности , которая определяет профессиональную позицию и субъектность в педагогической деятельности Таким образом , современность предъявляет все более конкретные , жесткие , разносторонние и в тоже время гуманистические требования к педагогической деятельности педагогов специальных дисциплин и реализации их функций . В структуре педагогической деятельности не хватает , по нашему мнению , прежде всего мониторинговой функции , которая , с одной стороны , логически завершает структуру педагогической деятельности , а с другой – обеспечивает качественную реализацию остальных функций педагогической деятельности , так как в противном случае эта деятельность будет не целенаправленной , логически не завершенной , в содержательном аспекте – безпредметной , а в мотивационном аспекте – « пустой ». Н . П . Ячина в этом аспекте обоснованно подчеркивает , что «… мониторинговая компетентность выступает одновременно как условие и как следствие развития профессиональной компетентности педагога , определяя взаимо - обусловливающую связь между уровнем мониторинговой компетентности педагога и эффективностью его соответствующей мониторинговой деятельности , учебно - воспитательного процесса в целом , перспективами профессионального развития и саморазвития . Именно наличие мониторинговой компетентности учителя следует считать важнейшим признаком его профессионализма » [18, 3]. Мониторинговая функция по своему содержанию и сложности не уступает всем остальным функциям педагогической деятельности , а по некоторым аспектам – она для реализации намного сложнее и ответственнее , чем другие функции , так как она имеет непосредственное моральное , психологическое и мотивационное воздействие как на самого педагога , так и особенно на обучающихся . Реализация этой функции происходит в мониторинговой деятельности , которая имеет свои цели , структуру , содержание , средства , методы , организационно - педагогические условия , научно - методическое обеспечение , этапы , критерии и показатели , например , мониторинга учебной деятельности и оценивания её успешности у обучающихся , а также результат , которые в совокупности составляют систему педагогического мониторинга . Парадокс заключается в том , что педагогов практически не обучают в процессе профессиональной подготовки к реализации этой педагогической функции в педагогической деятельности . Хотя система педагогического мониторинга должна быть построена на основе соответствующих принципов ( научности и социально - нормативной обусловленности ; системности и систематичности ; конкретности и предметности ; последовательности и длительности отслеживания педагогических явлений ; педагогической коммуникативности та информационной интегративности ; непрерывности и одновременно цикличности изучения педагогических явлений ; диагностичности полученных и прогностичности ожидаемых результатов ; индивидуальности и дифференцированности оценивания результатов педагогического мониторингу ; научно - методического обеспечения ). Например , принцип последовательности и длительности отслеживания педагогических явлений предусматривает прохождение педагогами определённых

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=