Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 10 ведущая для конкретного возраста деятельность , рефлексируемая в своих основаниях и средствах . Однако , реальную психологическую целостность невозможно ни выявить , ни изучить как уже существующую , как налично данную – свою определенность эта целостность обретает в процессах становления и развития . И более того , не просто в развитии вообще , а в развитии по сущности человека – в саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни ; способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования . Генеральной способностью , подлинным механизмом саморазвития человека как профессионала является рефлексивная способность к самоопределению , к осознанию собственной субъективности . Создание в практике образования условий для становления целостного человека , реализация антропологического принципа в образовании предполагает выявление антропологического потенциала современной психолого - педагогической науки . Нами обосновывается положение об адекватности антропологии развивающего образования научности нового типа – образовательного знания . Отличительными чертами образовательного знания являются его многоаспектность , интегральность ( целостность ), практичность , опора на педагогический опыт . Психологическая антропология и психология образования строятся авторами как форма образовательного знания , которая может быть поименована как психолого - педагогическая антропология . Для построения практики психологического сопровождения становления и развития человека в образовании ключевое значение имеет разработка и обоснование возрастно - нормативных моделей развития человека на этапах онтогенеза и моделей образовательного процесса и педагогической деятельности на ступенях образования . Понятие « возрастно - нормативная модель развития » обосновывается нами как теоретический конструкт понимания закономерностей развития в онтогенезе и одновременно как рабочий инструмент проектирования и конструирования педагогом ступени образования . Возрастно - нормативная модель развития – это собственно педагогическая интерпретация психологического понятия нормы развития . Возрастно - нормативные модели развития должны позволить педагогам и психологам выстроить возрастно - ориентированную педагогическую деятельность , выявить благоприятные и неблагоприятные условия нормального развития , а впоследствии адекватным образом работать с этими условиями : благоприятные поддерживать , неблагоприятные – блокировать . Построение возрастных нормативов развития – это поиск модели , которая учитывает максимальные возможности развития детей на определенной ступени образования . При отсутствии таких нормативов мы сталкиваемся с ситуацией , когда образовательные практики , ориентированные на максимальные достижения , строятся в русле стратегии « выдержат или не выдержат дети » педагогических воздействий . Возрастно - нормативные модели развития необходимы и для оценки различных инновационных практик в образовании , для экспертизы новых образовательных и учебных программ . В этом же ряду находится проблема диагностики развития как практики отбора детей в специализированные образовательные учреждения , контроля за ходом и результатами развития детей на образовательных ступенях , выявления последствий различных видов дифференциации детей в школах . Знание возрастных нормативов развития необходимо и для управленцев в образовании , для ориентации направлений развития современного педагогического профессионализма , развития образовательных учреждений и соответствующих региональных систем образования .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=