Гуманитарные Ведомости Выпуск 1-2(5-6).2013

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 1–2 (4–5), ию л ь 2013 г . 55 Если бы музыка была материальна , то , вероятно , было бы необходимо консультироваться у врача , прежде чем ею воспользоваться , так как музыка действует на многие физиологические процессы человека , как лекарство . Музыка , если она нравится , активирует не только участки мозга , обрабатывающ ие звуковую информацию , но , так называемую поощ рительную систему организма . Эта система стимулируется такими возбудителями , как деликатесная пищ а и другие удовольствия . Система выделяет эндорфины – особые гормоны , которые повыш ают настроение , позволяют легче переносить боль и раздражение . Психологи , анализируя способность музыки и звучания отдельных инструментов воздействовать на наш е сознание , приш ли к выводу , что человеческий голос обладает самой высокой апеллирующ ей силой . Ни на одни звук инструмента человек не реагирует столь непосредственно и столь живо , как на звуки человеческого голоса . Сущ ествует распространенное мнение , что музыкальный слух – это уникальный божий дар . Ч еловеку , имеющ ему его , крупно повезло , ведь он , в некотором смысле , избранный . Но в музыкальных ш колах препода - ватели музыки , которые занимаются с детьми с малых лет , редко производят отбора малыш ей по наличию у них музыкального слуха , а принимают почти всех , ведь задача педагога – вовремя открыть для ребенка мир музыки и пробудить интерес к нему . Музыкальные ш колы накопили богатый практический опыт по воспитанию и обучению детей пению с раннего возраста . Конечно , в семье , где музыкальные способности передаются из поколения в поколение больш ая вероятность того , что дети и внуки унаследуют эту способность . Но сущ ествует много примеров того , как в семье , не имеющ ей отнош ения к музыке , дети проявляли необычайные музыкальные способности . Музыкальным слухом называется умение различать звуки по силе , длительности , высоте и тембру . Музыкальный слух у человека развивается одновременно с речью . По мнению педагога - вокалиста И . О . Исаевой « мы пользуемся музыкальным слухом , причем очень точным , постоянно , так как без него мы не узнавали бы людей по голосу . А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике очень многое . Голосовые интонации позволяют определять какое настроение у человека , с которым мы разговариваем , можно ли ему доверять и многое другое . Невербальные , то есть несловесные , характеристики речи порой дают нам гораздо больш е информации , чем сказанные слова . Все это происходит с помощ ью слуха » [1, 14]. У подавляющ его больш инства людей , музыкальный слух развит вполне достаточно , чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов даже без специальных усиленных тренировок по его развитию . Вопрос в том , что очень часто о музыкальных способностях человека судят по умению петь . Но надо понимать — чтобы хорош о петь ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=