Гуманитарные Ведомости Выпуск 1-2(5-6).2013

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 1–2 (4–5), ию л ь 2013 г . 46 природу вещ ей . В таком состоянии сознания ( в современных научных работах его называют « измененным ») человек входит в транс , испытывает экстатические переживания , не передаваемые точно словами , отождествляется с окружающ им миром , вступает с ним в искомое « единение ». З десь вновь необходимы уточнения : « пустое сознание » — это условное восточное понятие , выраженное сугубо философским термином . В дальневосточной традиции оно было применимо только к истинным мастерам , высокообразованным и культурным , а не к « примитивным » людям , которые , получая доступ к технике боевого искусства , легко могли перейти в разряд убийц . Ч то касается медитации , ставш ей своеобразной « визитной карточкой » дзэна , то здесь следует различать , с одной стороны , специфическое для дзэна ( как особого стиля мыш ления и мировосприятия ) содержание , а с другой – собственно психотехнику или психотерапевтическую методику , которая приобретала иное , каждый раз свое содержательное наполнение в разных сферах практической деятельности , где она использовалась с разными соверш енно конкретными целями . Ч то же привлекало последователей « практического » дзэна в боевых искусствах ? Во - первых , дзэнская медитация ( как и йоговские методы психорегуляции ) в своей основе имеет пассивно - созерцательный характер . В то же время дзэн заявляет о всеобщ ности своих принципов , о возможности испытать сатори в любом акте повседневной жизни . В боевых искусствах активность действий выражена в наиболее концентрированном виде . Освоение данной области позволило дзэну создать как бы активную форму йоги , открывающ ей путь к овладению практическими сферами жизнедеятельности человека . Во - вторых , традиционная практика дзэна требовала не простого интеллектуального соверш енствования , а единства духа и тела . Суровая дисциплина и необходимость соверш енного владения телом и техникой борьбы в боевых искусствах были вопросом жизни и смерти , что открывало для дзэна в этом плане максимальные возможности . Кроме того , регулярная и организованная физическая активность помогала снимать стрессы , возникающ ие при изнурительных « психологических опытах », препятствовала возникновению психических расстройств , именуемых « дзэнской болезнью ». В - третьих , и это , пожалуй , главное , практика боевых искусств была предельно далека от обыденности и тем самым особо предрасположена к переходу сознания в те состояния , к которым стремился дзэн . Для нас очевидно принципиальное различие между состоянием сознания чиновника , удобно расположивш егося в кресле , и состоянием сознания горнолыжника во время стремительного спуска или циркового артиста , выполняющ его опасный трюк . Насколько же очевидно отличие сознания воина , находящ егося в пограничной ситуации , балансирующ его на грани жизни и смерти , но готового одержать победу

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=