Гуманитарные Ведомости Выпуск 1-2(5-6).2013

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 1–2 (4–5), ию л ь 2013 г . 45 реш ить сложнейш ие , нравственные проблемы , связанные с насильственной природой военных действий . Сущ ественно и то , что именно через феномен « дзэнских видов борьбы » наш им современникам открылась уникальность и культурная целостность не только средневековой традиции , но и всей традиции воинского искусства дальневосточного региона . Учение дзэна сохраняет свою эзотеричность и таинственность даже в традиционной культуре . В ещ е больш ей мере дзэн предстает как тайна представителям западной цивилизации , несмотря на появление о нем множества специальных исследований и популярных работ . Причины тому — не только своеобразие восточного образа жизни и образа мысли , но также сугубо практический ( а не умозрительный ) характер дзэнского учения . Сферой практики здесь выступает не только конкретный вид деятельности , но и вся сопряженная с ним духовная активность человека . Попытаемся прикоснуться к тайне дзэнской практики на примере дальневосточных боевых искусств , не углубляясь в тонкости отличий японского дзэна от китайских ( чань ) и индийских ( дхьяна ) истоков . Сосредоточимся на том , что в союзе боевых искусств и дзэна имело важное значение . Для понимания того , что будет сказано далее о дзэне , следует учитывать его неоднородность в средневековой культуре . Наряду с канонизированным сугубо религиозным дзэном сущ ествовали и оппозиционные течения . Они утверждали возможность достижения главных целей дзэна не путем религиозной аскезы , а в повседневной жизни . Именно эти направления , активно внедряющ иеся в разные сферы жизнедеятельности и виды искусства , преобразующ ие их и в то же время питающ иеся их соками , в первую очередь и определяли специфику традиционной культуры . Не была исключением и профессиональная культура боевых искусств . Говоря обобщ енно , основная цель дзэна состоит в радикальной перестройке сознания , открывающ ей путь к естественной и « гармоничной » жизни , к обретению духовной связи со всеми живыми сущ ествами , к единению с природой и космосом . Испытать подобные чувства согласно дзэну не может человек , имеющ ий сознание , замутненное жизненными заботами , невзгодами , пристрастиями . Ц ель же дзэнской практики состоит в очищ ении обыденного сознания , в достижении изначальной ясности сознания ребенка . Ее идеал — так называемое « пустое сознание ». « Пустое » в том смысле , что оно не взволновано беспорядочными мыслями , не блокировано предвзятыми мнениями и представлениями и тем самым постоянно пребывает в готовности спонтанно и верно воспринимать явления окружающ его мира . Данная цель достигается через так называемое интуитивное озарение ( сатори ), благодаря определенной практике сосредоточения ( медитации ), а так же с помощ ью множества специальных приемов , помогающ их « взорвать » обычное сознание , осущ ествить его « переворот », который способствует интуитивному проникновению в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=