Гуманитарные Ведомости Выпуск 1-2(5-6).2013

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 1–2 (4–5), ию л ь 2013 г . 44 совмещ ается с сохранением традиционно восточных принципов в отнош ении Токийского центра ш колы и ее филиалов в разных частях света . Школа высш его мастерства превращ ается в « кузницу кадров », подготавливая новых лидеров – учителей , хранителей и носителей традиции боевого искусства , от которых прежде всего и зависит дальнейш ее более ш ирокое и демократическое освоение культурного наследия Востока . Таким образом , размыш ляя сегодня об истоках жизнеспособности дальневосточных боевых искусств , обсуждая современные формы бытования и перспективы развития традиции , мы не можем пройти мимо определяющ его личностного фактора – особых взаимоотнош ений учителя и учеников . Эти отнош ения приобрели в традиционной культуре устойчивые и продуктивные формы благодаря феномену ш колы . Школа боевого искусства ( как и любого другого ) на Востоке становилась путем к мастерству для призванных и самых достойных . Мастерство же открывало путь к соверш енству . Мастерство давало человеку творческую свободу , а культуре — особый тип личности . В сущ ности , это личность , познающ ая через свое искусство « тайны жизни », а через это обретающ ая « гармонию » в себе самой и во всем мироздании . Мастерство в искусстве не мыслилось на Востоке иначе , как « мастерство в жизни ». Тем самым ш кола становилась « ш колой жизни », выступая одновременно как специфически « культурный » путь восхождения человека к своим природным истокам , к постижению единого и универсального закона мироздания . Подобный подход к мастерству , искусству , их возвыш ение до пути соверш енствования . В то время как больш инство людей познает лиш ь внеш нюю оболочку мира , его обиходный и обыденный характер , иэмото способен передать непосредственно истину , а не набор информации или навыков соверш енствования человека , конечно , не является абсолютно специфичным для Востока . Сходные идеи произрастали в разные эпохи и на почве западной цивилизации . Однако нельзя не признать уникальности тех форм , в которых осущ ествлялся поиск соверш енства и , в которых выражала себя культурная целостность традиции боевых искусств Востока . О целостности культуры дальневосточного региона в определенном смысле можно говорить применительно ко всей многовековой традиции . Между тем сколь бы древней и укорененной ни была традиция воинского искусства Востока , охватывающ ая теорию и практику , этику и философию военного дела , стратегию и тактику ведения боевых действий ( целыми армиями или в условиях единоборства ), на поверхности безбрежного океана культуры оказалась лиш ь малая видимая часть « айсберга » традиции . Это то , что видится из XX1 века как средневековая традиция « дзэнских видов борьбы ». Именно с дзэном было связано кардинальное переосмысление боевых искусств Востока как одного из путей духовного соверш енствования человека . Именно мирному дзэну удалось в своем концептуальном подходе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=