Гуманитарные Ведомости Выпуск 1-2(5-6).2013

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 1–2 (4–5), ию л ь 2013 г . 42 нагрузку . Те , которые обнаруживали такие задатки , обещ али достигнуть подлинных высот мастерства . Но было ещ е одно серьезное испытание , где проверке подлежала сама вера в идеалы пути боевого искусства . Суть его состояла в том , что мастер отдавал претенденту провокационный приказ наруш ить некоторые устоявш иеся этические или религиозные нормы ( например , убить и съесть мясо белого кролика , на что в традиционной культуре было наложено табу ). Если слепое почитание авторитета учителя вытесняло веру в общ езначимые культурные ценности , то на этом испытания для претендента заканчивались . Немногие из допущ енных к непосредственному общ ению с мастером и его семьей ( со старш ими учениками — « братьями ») должны были неукоснительно следовать принятым в общ естве нормам поведения и уважать ценности , на которых стояла культурная традиция . Легендарным примером суровых аттестационных требований служит система испытания претендентов на звание мастера в ш коле монастыря Шаолин . В нее , в частности , входило прохождение через коридор с механическими вооруженными манекенами . Они приводились в действие с помощ ью множества хитрых ловуш ек , которые ждали претендента на этом опасном пути . Если ученику удавалось уцелеть , то последнее испытание состояло в том , чтобы отодвинуть в сторону загораживающ ий выход из коридора огромный раскаленный докрасна железный кувш ин весом около четверти тонны . Это можно было сделать , только обхватив кувш ин руками за узкое горлыш ко . В результате на ладонях победителя оставались выжженные клейма ( которые были выгравированы на кувш ине ) с изображением дракона и тигра . Какой же путь проходил ученик от допуска в ш колу боевого искусства до присуждения звания мастера ? Этот путь начинался с добровольного подчинения и подражания учителю , что было оправдано , необходимостью заложить основы мастерства и пробудить сознание новичка . Следующ ий этап знаменовался духовным единением ученика с мастером , что позволяло им делать общ ее дело , воспитывать вместе младш их учеников , укреплять и развивать ш колу боевого искусства . Именно здесь в отнош ениях ученика и учителя выявлялась их истинная суть , до поры скрываемая под оболочкой изначальной авторитарности мастера . Именно духовное единение с наставником становилось знаком зрелости и открывало для молодого мастера возможность вступить на самостоятельный путь . Тем самым , сколь ни велик был авторитет учителя , он не являлся догмой даже для восточного средневекового сознания . З наменитый японский поэт XVII века Мацуо Б асе в обращ ении к ученикам восклицал : Не слиш ком мне подражайте ! Взгляните , что толку в сходстве таком ? — Две половинки дыни .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=