Гуманитарные Ведомости Выпуск 1-2(5-6).2013

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 1–2 (4–5), ию л ь 2013 г . 40 истоки — в семейно - родовых устоях организации средневековых , профессиональных объединений . Принцип семейственности в передаче профессиональных традиций известен во всем мире , однако на Востоке он оказался наиболее устойчивым в традиционных видах искусства , сохранивш ись до наш их дней . В семейных династиях мастеров роль учителя выполнял отец , совмещ ая в одном лице два фундаментальных авторитета . Подмастерьем был старш ий сын , младш ими учениками – другие дети . Но и тогда , когда в ш колы усилился приток учеников , не состоящ их в кровном родстве с учителем , принцип семейной иерархии продолжал цементировать всю структуру профессионального объединения . Учитель именовался « отцом », его жена — « матерью », а ученики считались старш ими и младш ими « братьями ». Ч тобы стать преемником мастера , лучш ий ученик порой должен был вступить в реальную родственную связь с учителем , то есть жениться на его дочери . Однако семейно - родовые порядки не могли быть единственным и реш ающ им фактором в передаче традиции . Ее продолжателями в итоге становились самые достойные независимо от наличия родства с мастером . Право на более высокое место в иерархии ш колы завоевывали более опытные за « выслугу лет » независимо от пола и возраста ( которые ш колой в принципе не ограничивались ). Так , « старш им братом » для ш естидесятилетнего новичка мог оказаться десятилетний мальчик , успевш ий получить необходимую подготовку . Уподобление коллектива профессионалов - единомыш ленников семье укрепляло его духовное родство , возвыш ая авторитет близкого человека и создавая самые благоприятные условия для непосредственного и , по сущ еству , непре - рывного личностно - профессионального общ ения . Все это способствовало больш ой сплоченности группы , ее автономности и социальной стабильности . Внутреннему единству и внеш ней независимости ш колы помогала особая разветвленная ( неформальная ) система личностно - профессионального отбора претендентов на обучение , контроля и оценки ра - боты и поведения учеников , результатов подготовки . Ученик мог быть при - нят в ш колу , лиш ь заслужив высш ее доверие учителя , пройдя через хитроумные фильтры испытаний . Они определяли его личностные качества ( высокую нравственность , преданность идеалам искусства , безграничное терпение , сообразительность , способность « гармонично » вписаться в канонизированную систему отнош ений внутри ш колы и т . д .), а также его пригодность к занятиям боевым искусством ( обладание стойким духом , несгибаемой волей , способность к преодолению невзгод , боли , страха смерти , к мобилизации всех жизненных сил , наличие необходимых физических данных и т . п .). Делалось это учителем и старш ими учениками , как правило , исподволь , незаметно для испытуемого . В результате он либо допускался к очередным степеням посвящ ения , либо , неожиданно для себя , оказывался за бортом « корабля » без какого - либо « спасательного круга ». Не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=