Гуманитарные Ведомости Выпуск 1-2(5-6).2013

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 1–2 (4–5), ию л ь 2013 г . 39 самые фундаментальные , лучш ие из них смогли дать лиш ь обобщ енное представление о направлениях и видах тренировочной работы и очень при - близительные сведения о базовой технике . Не помогли здесь и технические средства обучения , универсальные искусственные тренажеры . Ключи от « сейфа с секретами » дыхания , его координации с движениями , контроля мыш ечной концентрации и расслабления , управления энергией , сознанием и т . п . остались в руках живых носителей традиции . Поэтому попытки энтузиастов самостоятельно обучаться по книгам , кинолентам и видеозаписям , тем более ставш им предметом рекламы и бизнеса , были заранее обречены на неудачу , хотя и породили множество иллюзий . Действительные же успехи в развитии дальневосточных боевых искусств в странах З апада были связаны с обучением у мастеров и формированием ш кол , развивающ их те или иные направления и стили борьбы , спортивные или прикладные ее разновидности . З десь мы подош ли к вопросу о том , что отнош ения учителя и учеников , взятые под углом зрения передачи традиций профессионального искусства , недостаточно рассматривать сами по себе . Они обусловлены более высоким уровнем социальной организации , то есть ш колой , возглавляемой мастером . От мастера зависит жизнеспособность отдельной ш колы ; от возможности подготовки в ш колах новых мастеров - учителей и от сплоченности профессиональных объединений зависит жизнеспособность целой культурной традиции . Недаром история всех традиционных искусств на Востоке предстает как история выдающ ихся мастеров и знаменитых ш кол . Б олее того , сама ш кола превратилась в прекрасно отлаженный и надежный механизм профессионального обучения , передачи культурной традиции , значение которого не только не ослабевает , но , напротив , возрастает в наш и дни , когда традиционная культура Востока в целом ( как и традиция , дальневосточных боевых искусств ) проходит серьезную проверку на прочность . Школы боевых искусств ( как и ш колы в иных сферах деятельности ) исторически складываются как общ ности , объединения , возглавляемые мас - терами - учителями . Школа формирует хранителей и носителей традиции , в ней происходит переплавка уникального опыта выдающ ихся дарований в общ езначимое достояние традиции , а сама приобретаемая учениками « ш кола » становится одним из важных критериев мастерства и личностного роста . Как профессиональное объединение ( аналогичное европейским средневековым ремесленно - цеховым союзам ) ш кола на Востоке характеризуется целым комплексом взаимосвязанных требований , которые создают наиболее благоприятные условия для обучения , сохранения и передачи культурной традиции . Суть их состоит в сплаве профессионального обучения с совместной жизнедеятельностью . Одним из определяющ их факторов здесь выступает иерархическая система отнош ений между мастером , старш ими и младш ими учениками . Ее

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=