Гуманитарные Ведомости Выпуск 1-2(5-6).2013

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 1–2 (4–5), ию л ь 2013 г . 38 Постепенно в Японии сложилась строгая иерархическая система передачи мастерства , во главе которой стоял сам иэтомо . Она называлась иэмото сэйдо . Данная иерархическая структура основывалась на степени приближенности ученика лично к иэмото . В сущ ности это воспроизводило древнюю систему приближенности самурая к сегуну . Ядром системы являются отнош ения учителя и ученика , причем определяющ ей фигурой является мастер - учитель . У всех народов и во все времена учитель удостаивался особого почитания , а на Востоке его ав - торитет даже превосходит неоспоримый авторитет родителей . « Родитель тот , кто произвел меня на свет , учитель тот , кто делает меня человеком »,— гласит древнее японское изречение . Родители дают начало физическому сущ ествованию человека , предназначение учителя , являющ егося как бы духовным отцом и матерью одновременно ,— открыть для человека путь к духовно - нравственной жизни , к своеобразно понимаемому « бессмертию ». Высокое предназначение учителя поэтично передано в древнеиндийском эпосе « Махабхарата » ( он выступает одновременно и как свящ енная книга , и как источник – высш его ( эзотерического ) знания ). Двое создают это тело : отец и мать , Б харата , но рождение согласно велению учителя ( иное ): оно чисто , не стареет и не умирает . « Того , кто наполняет уш и неложным , соверш ающ его закономерное , обеспечивающ его бессмертие , его следует считать отцом и матерью и нельзя оскорблять столько сделавш его человеку ». В философских текстах « Махабхараты » раскрывается также высш ий смысл ученичества ( брахма - чарья ), вырастающ его до космических масш та - бов , символизирующ его некий фундаментальный и универсальный принцип соверш енствования всего сущ его . Таким ( упражнением ) брахмачарья боги достигли божественности ; и велико - блаженные риш и , мудрые ( достигли этим ) мира Б рамы . Если покинуть заоблачные выси древней восточной философии и вернуться к любой профессиональной сфере человеческой деятельности ( в том числе к боевым искусствам ), то и здесь нетрудно понять определяющ ую роль учителя , мастера своего дела . Только он может передать ученику тради - цию своего искусства непосредственно ( из уст в уста , из рук в руки , от серд - ца к сердцу ) и полноценно — не только внеш ние ее формы , но также сокро - венный смысл и дух , культурное и жизненное предназначение . Отсюда , не - смотря на наличие на Востоке древней письменности и множества трактатов ( используемых для обучения в разных областях профессиональной деятель - ности ), авторитет мастера - учителя был и остается непоколебимым . Определяющ ая роль личностной основы обучения , устных способов передачи традиции особенно наглядно выявилась в XX веке с его , казалось бы , безграничными научно - техническими возможностями , поражающ ими воображение компьютерными средствами . Так , например , в период бума ка - ратэ и у - ш у на З ападе появилось множество пособий и руководств . Но даже

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=