Гуманитарные Ведомости Выпуск 1-2(5-6).2013

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 1–2 (4–5), ию л ь 2013 г . 22 отечественной культуры , насчитывающ ей более тысячи лет своего развития . Одновременно она является концентрированным воплощ ением духовного и социального опыта народа . Однако судьба философии в России была незавидной . Отнош ение к ней было далеко не уважительным . Она всегда была как падчерица , от которой не избавиться , но придавать ей какое - либо значение не стоит , пусть живет себе , как может . В истории русской философии ш ироко известны слова кн . П . А . Ширинского - Шихматого , министра просвещ ения России : « Польза философии не доказана , а вред от нее возможен » [12,54]. Философия всегда была трудна для понимания в ш ироких народных слоях , ибо она содержит сложные , абстрактные , положения , и чащ е всего , « доставляется » в обыденное сознание специальными людьми , философами – профессионалами , или пророками , которые учили людей , как жить , а , может быть и философствующ ими « Хлестаковыми », которые любят только себя в философии , а не саму философию , и , порою , соверш енно не могут о ней рассказать профессионально . Неслучайно , есть сущ ественная разница между диалоговой философией в духе сократовских размыш лений на перекрестке дорог или в дорогой гостиной и ш кольной ( профессорской ) философией как учебной дисциплиной , призванной дать философские знания , а , лучш е сказать , познакомить слуш ателей с философией . Преподавание философии – одно из самых сложных педагогических действий , жаль только , что это понимают далеко немногие из организаторов учебных отделов и расписаний ВУЗ ов . К тому же теперь , как и раньш е , очень редко включают в учебные программы курсы « Русской философии ». Как ни странно в России нет своего академического института Русской философии , когда в других странах , например , в Китае такой институт успеш но работает . Русская философия есть , она властно вош ла в духовную культуру России . Х I Х век ознаменован появлением самостоятельной русской философии . Она была представлена работами славянофилов : А . С . Хомяковым , И . В . Киреевским , К . С . Аксаковым и др . Далее плеяда умов « впервые сознательно на себя взглянувш их »: от К . Д . Кавелина , П . Д . Юркевича до Вл . Соловьева и Льва Толстого , развивающ ая основные идеи философии русского народа . Об этом времени в развитии русской философии писал Г . Флоровский : « Из наш ей жизни , из господствующ их вопросов и интересов родной жизни , рождается в те годы русская философия . Рождается из историософического изумления , почти испуга , в болезненном процессе национально - исторического самонахождения и раздумья . И рождается именно р у с с к а я ф и л о с о ф и я , не только – философия в России . Ибо рождается , или пробуждается русское философское сознание , – некто новый начинает философствовать . Рождается или становится некий новый « с у б ъ е к т ф и л о с о ф и и » [16, 236].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=