Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 92 стороны . Как подумаю об этом , так и ясно мне , что хочет он моей гибели » [2]. Во - вторых , вероятно , сказалось проникновение в Японию буддизма с его проповедью ненасилия и конфуц ианства , в котором к моменту его прихода в Страну восходящ его солнц а уже утвердилось презрительное отнош ение к военному делу как к сфере проявления животных инстинктов , которые должны быть подавлены культурой . Наложение буддийских и конфуц ианских идей на присутствовавш ие в синто представления о смерти и убийстве как о делах , способных « загрязнить » человека , привело к формированию спец ифического мировоззрения хэйанской аристократии , которая крайне пренебрежительно относилась к воинам и их ремеслу . Однако , по - видимому , берсеркская традиц ия не была искоренена полностью , а лиш ь вытеснена на периферию , прежде всего , в Канто , где находились ее главные культовые ц ентры - святилищ а Касима и Катори . Культ богов - берсерков Такэмикадзути и Фуц у нуси проц ветал в Канто и в эпоху Нара , и в более поздние периоды . Известно , что воины из Тохоку и Канто , отправляясь на службу в качестве « пограничных стражей » на далекий остров Кюсю , обязательно заезжали в Касима , чтобы помолиться о даровании военной удачи и сохранении жизни . Появилось даже особое слово для обозначения этого обычая : « Касима - дати » - « отъезд из Касима », Возможно , что во время посещ ений этого святилищ а будущ ие пограничники проходили воинское посвящ ение и получали от местных свящ еннослужителей наставления в приемах боя . Таким образом , проведя историко - мифологический анализ проц есса зарождения воинского сословия , далее мы переходим непосредственно к историко - этимологическому анализу понятия воин ( самурай ) [6]. В японском языке есть несколько терминов , имеющ их значение « воин », но самым близким и емким является слово буси . Иероглиф бу состоит из двух ключей : « останавливать » и « копье ». В китайском словаре Шо вень дается такое определение : « Бу ( кит . у ) означает « подчинять оружие », отсюда - « останавливать копье » [6]. А в Ц зо чжуань , ещ е одном древнекитайском источнике , говорится : « Бу ( кит . у ) означает останавливать копье с помощ ью бун ( кит вень - культура , письменность и « мирное оружие » в ц елом ). Бу запрещ ает жестокость и подчиняет оружие ... Оно умиротворяет страну и приводит народ к гармонии » [6]. Иероглиф си ( кит . ш и ) первоначально обозначал человека , исполняющ его какие - нибудь обязанности , обладающ его знаниями и умениями в какой - нибудь области . Однако уже в Древнем Китае под этим словом стали подразумевать « высш ий класс общ ества ». В Хань ш у сказано : « Ши , крестьяне , ремесленники и торговц ы составляют 4 рода занятий . Тот , кто получил должность благодаря своей учености , зовется Ши ».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=