Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 89 он стал взрослым , то был громаден ; рост его был в 1 дзё (3,03 м ), силен он был необычайно и мог поднять трехногий чан » [2]. В « Кодзики » предание о Ямато - такэру начинается с рассказа о том , что Кэйко узнал о двух красавиц ах и послал за ними своего старш его сына , но тот сам взял их в жены , а отц у передал других девуш ек . Однако Кэйко об этом прознал и сказал Ямато - такэру « Что - то твой старш ий брат не приходит к трапезам . Тебе надлежит его приструнить и вразумить ». После того , как он это сказал , прош ло пять дней , а тот все не приходил . Тогда государь изволил спросить Ямато - такэру : « Почему твой старш ий брат так долго не приходит ? Не уж то , ты до сих пор не вразумил его ?» « Уже наставил я его », - ответствовал тот . « А как ты его наставлял ?» - спросил государь , и в ответ : « Когда он поутру заш ел в « речной домик » ( отхожее место ), я его подстерег , схватил , конечности ему вырвал , завернул в тростниковую плетенку и выбросил », - так тот сказал » [2]. После такой впечатляющ ей демонстрац ии силы и ярости Кэйко устраш ился « воинственного и необузданного духа » сына и счел за благо отослать его подальш е , хотя тот ещ е был несоверш еннолетним . После этого начинается серия походов Яма - то - такэру , в ходе которых он расправляется с себе подобными ( братья Кумасо - такэру и Идзумо - такэру ), заклинает и усмиряет непокорных богов и , в конц е конц ов , погибает , отравленный враждебным богом , явивш емся ему в виде белого кабана . В предании о Ямато - такэру мы видим тот же ряд событий , что и в мифе о Суса - но - о проявление необузданной ярости и огромной силы , потом изгнание героя и использование его возможностей в войне . Да и мифологически эти два персонажа связаны друг с другом : Ямато - такэру использует тот самый меч , который Суса - но - о добыл из хвоста змея Ямато - но ороти . В этом просматривается определенная преемственность . Если мы суммируем все отмеченные нами качества Такэмикадзути , Фуц у нуси , Суса - но - о и Ямато - такэру и представим себе единог героя , наделенного всеми ими , то увидим грозного воина с мечом в руках , могучего телосложения и колоссальной силы , легко впадающ его с безудержное беш енство , опасное как для врагов , так и для своих , которое делает его нечувствительным к боли и неуязвимым для оружия . Такие воины действительно известны историкам . В разные периоды они появлялись в разных странах . Наиболее известны древнегерманские « воины - звери » берсерки [1]. Берсерки представляли собой группу привилегированных воинов . Их отличительная особенность - свирепая отвага , безудержная сила и , самое главное , свящ енное , божественное неистовство , « беш енство », или « вут » ( нем . wut). Под воздействием вут воин утрачивал свой человеческий облик и превращ ался в лютого зверя . Речь , конечно , идет не о буквальном , а о ритуальном и психоповеденческом превращ ении воина в дикого зверя с помощ ью магико - ритуальных проц едур экстатического типа ( пляска ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=