Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 88 качество ). Другие компоненты имени этого бога становятся в тот же ряд . Так , « хая » можно перевести не только как « быстрый », но и как « неистовый ». « Суса » может происходить от глагола сусабу - « быстро , энергично действовать », « бурно действовать », « яриться », « свирепствовать », « дичать », « грубеть ». Итак , здесь мы видим ту же ярость в сочетании с огромной энергией . Свое имя Такэхая - суса - но - о в полной мере оправдывает поступками . Сразу же после упоминания о рождении Суса - но - о в « Нихон секи » дается его краткая , но емкая характеристика : " Этот бог был энергично - неистовый и безжалостный . И ещ е было у него обыкновение - непрестанно рыдать . От этого народ страны во множестве умирал преждевременной смертью , а зеленые леса превращ ались в засохш ие леса . Поэтому его отец и мать рекли ему : « Ты соверш енно беспутный , посему нельзя тебе пребывать в Поднебесной . Отправляйся - ка ты в далекую Страну корней » [2]. Позже Идзанаги повелел Суса - но - о ведать равниной моря . Но Суса - но - о разразился плачем . Когда Идзанаги спросил его , почему он плачет , тот отвечал , что хочет « удалиться в Страну Матери ..., Нижнюю Страну ». Идзанаги разгневался и прогнал его с Небесной равнины в страну мрака . « Прежде чем удалиться , Суса - но - о пожелал сообщ ить об этом своей сестре Аматэрасу и поднялся на небо , и тут все горы и реки загрохотали , все земли заколебались . Аматэрасу испугалась , что Суса - но - о приш ел , чтобы отнять ее владения , и приготовилась вступить с ним в бой . Но Суса - но - о заверил ее в отсутствии дурных намерений и предложил родить детей . Рождение детей превратилось в состязание между богами . Верх взял Суса - но - о и « в буйстве от своей победы , межи на возделанных полях Свящ енной Богини Аматэрасу снес оросительные каналы , засыпал . А ещ е - в покоях , где отведывают первую пищ у , испражнился и разбросал испражнения ». Однако Аматэрасу стала оправдывать Суса - но - о . Вероятно , это объясняется тем , что за проступками Суса - но - о не было дурного умысла , а лиш ь свойство его натуры - буйство , которое не поддается контролю . Так , слово « хая » можно перевести не только как « быстрый », но и как « неистовый ». Словообразовательный формант « суса » вероятнее всего может происходить от глагола сусабу - « быстро , энергично действовать », « бурно действовать », « яриться », « свирепствовать », « дичать », « грубеть ». Итак , здесь мы видим ту же ярость в сочетании с огромной энергией . Свое имя Такэхая - суса - но - о в полной мере оправдывает поступками . Богов Такэмикадзути и Суса - но - о напоминает своим характером Ямато - такэру , сын императора Кэйко . Его имя переводят как Храбрец из Ямато , Удалец Ямато , Богатырь из Ямато . В начале 7- го свитка « Нихон секи » дается краткая , но весьма ё мкая его характеристика : « С малых лет он замыш лял ратные подвиги и , когда

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=