Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 86 именах обоих богов встречается элемент « фу - ц у » - « свист меча » ( одно из имен Такэмикадзути - Такэфуц у ); их « божественными телами » ( синтай ), хранящ имися в святилищ ах Касима и Катори , являются мечи . Связь богов Такэмикадзути и Фуц у нуси с огнем и мечом наводит на мысль о том , что мы имеем дело с культом кузнец ов - оружейников - древнейш ей профессиональной группы . Подтверждения этой догадки представлены в « Нихон секи » и « Кодзики » в сюжетах , посвящ енных рождению богов из крови бога Кагуц ути . В именах родивш ихся в этот момент богов фигурируют названия инструментов , используемых при ковке . Так , имя бога Такэмикадзути в « Нихон секи » записано иероглифами , в числе которых « мика » - чан с водой , в котором охлаждают мечи при ковке , и « ц ути » - « молот ». Элемент « мика » содержится также в имени бога Микахаяхи - но ками ( Бог Устраш ающ его Быстрого Огня ), а элемент « ц ути / ц уц у » - в именах Кагуц ути - но ками ( Бог - Сверкающ ий Молот ) Ивац уц у - но - о - ноками ( Бог - Муж Каменного Молота ). Кроме того , имена богов , упомянутых в этом сюжете , напоминают нам об основных этапах проц есса ковки . Итак , в основе культа богов Такэмикадзути и Фуц унуси лежит культ кузнец ов - оружейников , связанный с поклонением огню и оружию . Имеющ иеся данные позволяют предполагать , что важнейш ей составляющ ей этого культа являлись ш аманские практики , направленные на вхождение в особое психическое состояние единения с неудержимо - разруш ительной стихией огня и могущ еством меча , наделяющ ее человека необычайными психофизическими возможностями ( Такэмикадзути и Фуц у нуси неуязвимы для оружия - на это указывает демонстрац ия магической силы , которую они устраивают для земных богов , усевш ись на кончиках мечей , они обладают колоссальной силой , наглядным проявлением которой является расправа Такэмикадзути с богом Такэминаката ). Спец ифику этого психического состояния передает слово « масурао », которым в « Нихон секи » бог Такэмикадзути определяет бога Фуц унуси и самого себя . В « Нихон секи » слово « масурао » записано иероглифами , которые в стандартном прочтении должны прочитываться как дайфу » ( или « тайфу ») – букв . « больш ой муж , сущ ествует ещ е два варианта перевода : « могучий муж », « храбрый воин ». Однако ни тот , ни другой перевод , как представляется , не раскрывает полностью значение этого слова . Обративш ись к словарю древне - японского языка , мы обнаружим , что , раскрывая значение слова « масурао » как « исамасий отоко » - « храбрый муж », « герой », предлагается три варианта его написания : помимо « дайфу » это « дзё бу » - « здоровый »,« крепкий », « дзё фу » -« мужественный человек », « герой », а также собственно « масурао ». На последний вариант нам хотелось бы обратить наибольш ее внимание .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=