Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 85 Быстрого Удара Мечом . В « Нихон секи » о нем впервые упоминается в сюжете о рождении богов из крови Кагуц ути : « Кроме того , та кровь , что стекала с лезвия меча , превратилась в бога Ивоц уивамура . Это родитель бога Фуц у нуси - но ками ». Там же со ссылкой на другую « книгу » сообщ ается , что матерью Фуц у нуси была богиня Ивац уц у - но мэ . В другом месте говорится , что Фуц у нуси - но ками - это сын богов Ивац уц у - но о и Ива - ц уц у - но мэ . Когда главная богиня синтоистского пантеона Аматэрасу - но о оми ками пожаловала своему внуку , родоначальнику « императорского » рода Ниниги - но микото , Срединную страну тростниковых равнин , тот вскоре был вынужден вернуться на небо . Свое возвращ ение он объяснил тем , что Срединная страна « находится в больш ом беспорядке ». Для усмирения « буйствующ их земных богов » по приказу Аматэрасу на землю спускались несколько богов , но никто из них не сумел реш ить поставленную задачу . Тогда богам приш лось обратиться за помощ ью к Такэ - микадзути - но ками и / или Фуц у нуси но ками . В описании усмирения земных богов « Кодзики » и « Нихон секи » расходятся . Согласно « Кодзики », усмирять земных богов был послан один Такэмикадзути , причем на него указал совет богов . По основной же версии « Нихон секи », совет богов избрал для этой миссии как раз Фуц у нуси , но тогда выступил бог Такэмикадзути со словами : « Разве один только Фуц у нуси - но ками - могучий муж ( масурао )? Разве я не такой же могучий муж »? [2] В результате Такэмикадзути был послан вместе с Фуц унуси . Спустивш ись с небес , по « Нихон секи », Фуц унуси вместе с Такэмикадзути ( по « Кодзики », один Такэмикадзути ) « вытащ или из ножен мечи в десять пястей , перевернули и воткнули их в землю , сели на их кончики , скрестив ноги » и стали требовать у главного земного бога Оанамути - но ками передать Срединную страну во власть Ниниги . Согласно « Нихон секи », этого оказалось достаточно , чтобы Оанамути и его сыновья признали свое поражение . Но , по « Кодзики », богу Такэмикадзути ещ е приш лось померяться силами с Такэминаката - но ками - Доблестным Богом Минаката , который « явился , подняв на кончиках пальц ев скалу , что только тысяча человек притащ ить бы могли ». По « Кодзики », на этом покорение Срединной страны тростниковых равнин было заверш ено , а по одной из версий « Нихон секи », уже после этого « Фуц унуси - но ками стал обходить страну и усмирять ее . Тех , кто выступал против , он убивал , а тех , кто ему подчинялся , - награждал ». В итоге , предок японских императоров смог благополучно явиться в нее . Таковы сведения , сообщ аемые « Кодзики » и « Нихон секи » о богах Такэмикадзути и Фуц у нуси . Теперь попробуем суммировать их качества . Прежде всего , обращ ает на себя внимание связь рождения этих богов с огнем и мечом ( т . е . железом ): Такэмикадзути и Фуц у нуси рождаются из приставш ей к мечу крови убитого бога огня Кагуц ути ; в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=