Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 83 анализу проц есса зарождения и формирования самурайства и достаточно убедительно показали , что развитие вотчинного землевладения в эпоху Хэйан (794-1185) само по себе не объясняет появления сословия самураев , в которых они видят , прежде всего , наследственных конных воинов - профессионалов . Фундаментальные труды Д . Фарриса и К . Фрайдэя предложили новую , военно - историческую перспективу видения проц есса развития самурайства . Однако , не прош ло и нескольких лет после их публикац ии , как они уже сами стали объектом критики в книге американской исследовательниц ы японского происхождения Икэгами Эйко [10]. Икэгами , соглаш аясь с военными историками в том , что возникновение самурайского сословия не может быть объяснено только в контексте экономической истории , а эволюц ия военной организац ии и политика императорского двора имели не меньш ее значение для этого проц есса , полагает , что ни экономический , ни военный подход к реш ению проблемы не позволяют показать , каким образом древне японские воины трансформировались в особую соц иальную группу и приобрели чувство единства как особое сословие воинов . По мнению Икэгами , ключом к реш ению проблемы возникновения самурайства является точная формулировка отличительных особенностей восхождения самураев к власти . В частности , она считает неправомерным утверждение сходства самураев с европейскими рыц арями , поскольку в этом случае упускаются из вида важные соц иальные различия между ними . Вслед за Морисом Кином [9] Икэгами указывает на неразрывную связь рыц арского сословия с родовой аристократией и на то , что европейская история не знала борьбы между рыц арством и аристократией . Иная ситуац ия была в Японии , где самурайство оформилось в особую соц иальную группу , четко отделенную от придворной аристократии , имеющ ую свою спец ифическую культуру и экономические интересы , отличные от культуры и экономических интересов аристократии . Различие между самураями и аристократами особенно ясно проявляется в их различном отнош ении к смерти и убийству . В то время , как война и убийство являлись неотъемлемой частью жизни самураев , аристократия , одержимая религиозными представлениями об опасности загрязнения кровью и смертью , страш ивш аяся мести злых духов убиенных , добилась приостановки исполнения смертных приговоров в период с 810 по 1156 гг . Конечно , полностью от войны как средства продолжения политики двор отказаться не мог , и на военные посты по - прежнему назначались представители средне ранговой и низш ей аристократии , которые , однако , возвращ аясь из военных экспедиц ий , не могли въехать в столиц у , не пройдя ритуального очищ ения . Это различие японские историки объясняют разными источниками аристократической и самурайской культур . Хэйанскую придворную

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=