Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 82 УДК 951 Н . Л . Б о г о м а з о ва ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел : (4872) 35-74-37, e-mail: nataliyabogomazova@yandex.ru С о ц и о к у л ь т у р ны е п р е д п о с ы л к и в о з ни к но в е ни я и нс т и т у т а с а м у р а й с т в а В ст ат ь е пр е д ст авл е н ист ор ико - ку л ь т у р ол ог ич е ский ан ал из воин ског о сосл овия и пон я т ия « воин » в я пон ской ку л ь т у р е , а т акж е р аз л ич н ы е т оч ки з р е н ия н а ист ор ич е ские и ку л ь т у р н ы е ист оки ин ст ит у т а сам у р ай ст ва . К л ю ч е вы е сл ова : воин , сам у р ай , т р ад иц ия , ку л ь т у р а , р е л иг ия , ф ил ософ ия , м ир овоз з р е н ие . Самурайская традиц ия , возникш ая и развивавш аяся в среде императорского сословия , которому суждено было почти 800 лет править Японией , и пронизывающ ая дух японц ев до сих пор , является уникальным феноменом , не имеющ их культурных аналогов . Именно поэтому самурайская культурная традиц ия представляет интерес не столько как объект научного исследования , а возможность обрести некий прочный фундамент личностной жизненной философии . Истоки зарождения самурайской традиц ии лежат в древней , японской религии – синтоизме . Синто (« путь богов ») – нац иональная религия Японии , до 1945 года офиц иальная государственная религия . Синтоизм возник в результате объединения верований , распространенных в отдельных местах Японии , вокруг культа , который сложился в ц ентральной провинц ии Ямато и связан с божествами – предками императорского дома . Синто не имеет ярко выраженного канона и зафиксированного свода догм , базируется на мифологи и характеризуется почитанием различных явлений природы и духов предков . Согласно японской мифологии синтоизма , тысячи лет назад божества Идзанами и Идзанаги сотворили с помощ ью копья первый остров японского архипелага . С тех пор и вплоть до сего дня на этой земле сущ ествует военная традиц ия , так или иначе , тесно связанная с культурой страны , ее литературой , искусством и нравственными устоями . Жизненный путь и мировоззрение японского воина характеризуют как сила и мощ ь , так и непоколебимое убеждение в том , что соверш енство достижимо лиш ь при условии равного развития воинского начала и учености . Для того чтобы приблизиться к постижению воинской культуры в ц елом необходимо понимать , что подразумевали под этими двумя понятиями сами самураи . В последние десятилетия в зарубежной историографии заметно активизировалась дискуссия по вопросу генезиса самурайства . Первоначально американские спец иалисты по раннесредневековой военной истории Японии Д . Фаррис [7] и К . Фрайдэй [8] подвергли серьезной критике утвердивш ийся в литературе экономический подход к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=