Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 8 зло признается как лиш енность добра , то оно утрачивает свою динамику , экзистенц иальную реальность , становясь только бледной тенью бытийных начал . Возникает проблема действительной значимости зла как некоторого сущ его среди других сущ их , его действительности как несомненного конкурента добра » [4, 556]. В русской богословской традиц ии достаточно часто с ц елью богооправдания богословы обращ ались в житийной литературе и патерикам . Святитель Игнатий ( Брянчанинов ) приводит следующ ий пример , помогающ ий понять усмотрение Бога относительно людей . « В четвертом веке жил в Египте святой старец , имевш ий особенный дар чудотворения и по причине его громкую славу между человеками . Вскоре он заметил , что гордость стала овладевать им , и он не в состоянии победить ее собственными усилиями . Старец прибег к Богу с теплейш ими молитвами , чтобы попущ ено ему было для смирение беснование . Бог исполнил смиренномудрое прош ение раба Своего и попустил Сатане войти в него . Он подвергался всеми припадками беснующ егося в течении пяти месяц ев ; принуждены были надеть на него ц епи ; народ стекавш ийся к нему во множестве , прославлявш ий его велики святым , оставил его , разгласив , что он лиш ился рассудка , а старец , избавивш ись от славы человеческой и от зарождавш ейся в нем гордости по поводу этой славы , возблагодарил Бога , спасш его его от погибели » [14, 78]. В этом примере важно отметить этический аспект допущ ения зла как средства борьбы с грехом , он действительно более характерен для житийной и народной литературы , а не для богословия . Впервые термин « теодиц ея » был введен немец ким философом Г . В . Лейбниц ем в 1710 г . Его трактат « Опыты теодиц еи о благости Божией , свободе человека и начале зла », приобретает значение общ его термина для выражения задачи примирить сущ ествование зла в мире с благостью , премудростью , всемогущ еством и правосудием его Творц а . По мнению Лейбниц а , зло , как несомненная принадлежность мира , положительно или отриц ательно коренится в причине , произведш ей мир : т . е . Бог есть или сущ ество , положительно произведш ее зло , — и в таком случае Он не благ , или сущ ество , не имевш ее силы воспрепятствовать появлению зла , — и в таком случае Он не всемогущ . Возможен , по - видимому , такой исход из этой дилеммы : Бог не только благ и всемогущ , но и правосуден ; поэтому , не производя положительно зла и имея силу ему воспрепятствовать , Он допускает его как средство наказания свободных сущ еств , злоупотребивш их своею свободою . Но это разреш ение вопроса также приводит ко многим затруднениям . « Во - первых , оно предполагает за доказанное , что всякое зло в мире есть последствие греха — но этому противоречит факт страданий сущ еств , не могущ их греш ить по отсутствию или ещ е недостижению свободы ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=