Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 7 христианской теодиц еи от новозаветных текстов до религиозной философии ХХ века . Но при всей значимости данной проблемы , нельзя сказать , чтобы ей уделялось первостепенное внимание в христианском богословии . Великие фигуры прош лого , такие как : Афанасий Великий , Василий Великий , Григорий Нисский не видели в проблеме теодиц еи особых трудностей . Им свойственно классическое реш ение теодиц еи : зло вош ло в мир с грехопадением , но зло не является чем - то субстанц иальным , оно есть недостаток добра . Отметим , что до Великих Каппадокийц ев , по такому же пути реш ения данной проблемы , следуют уже во II веке Ориген и Климент Александрийский , говоря о том , что « Всякое зло есть ничто , хотя бывает и не - сущ ее ; благой тождествен сущ ему , противоположно же благу злое или дурное , как противоположно сущ ему не - сущ ее , откуда следует , что дурное и злое есть не - сущ ее » [3, 360]. Дионисий Ареопагит замечает , что « Зло соучаствует в восполнении всего и доставляет собою ц елому способность не быть незаверш енным » [5, 27]. Таким образом , зло выступает как относительное , как иная сторона добра . Потому - то зло сущ ествует для того , что бы отличить добро . « Ведь если зла нет , то добродетель и порок – одно и то же и в ц елом , по отнош ению к другому ц елому , и в сопоставимых частностях , и уже не будет злом то , что борется с Добром » [3, 364]. Одним из первых , но являющ имся авторитетным до сих пор для православной ц еркви является онтологический вариант теодиц еи Августина , который исповедует два аспекта теодиц еи – метафизический и эстетический . Первый аспект заключается в том , что зло не имеет онтологического основания , а лиш ь исходит из возможной изменчивости вещ ей . Согласно второму аспекту , зло есть всего лиш ь видимость , которая имеет отриц ательное значение сама по себе или с ограниченной человеческой точки зрения , а в ц елостной картине мира или с точки зрения , оказывается благом . Мир в ц елом является благим и прекрасным , а зло в нем сущ ествует только относительно : в идее недостатка , отсутствия , отриц ания небытия . Греховность , порок , дурные сами по себе , сущ ествуют для того , чтобы укреплять веру и добродетель . С этой ц елью Бог и допускает их возникновение . Следует отметить , что согласно Августину , Бог так же создал мир из « ничего », однако из этого следует не вывод о пропасти между создателем и созданием , а утверждение о том , что на творении лежит печать небытия , конечности и злобности . Мир имеет свойства использованного строительного материала , всему сотворенному присущ а тяга к небытию , разруш ению и самоуничтожению . Любая вещ ь удерживается в бытии одним только божественным содействием . Это суждение лежит в основе метафизического варианта теодиц еи Августина . А . А . Гусейнов справедливо замечает , что «… она не представляется достаточно убедительной для морального взгляда на вещ и . В случае , если

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=