Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 67 (Unheilseschatologie), вторая – « эсхатологию спасения и добра » (Heilseschatologie) [12, 397-398]. Таким образом , иудейская эсхатология провозглаш ает , с одной стороны , наступление « дня Яхве », который является катастрофой , « конц ом света », сопровождающ ейся бедствиями различной степени тяжести , с другой стороны , наступление Ц арства Божия . В сочетании этих полярных тенденц ий – ожидания « конц а света » как катастрофы и как начала нового , идеального мира – можно усмотреть и проявление общ ечеловеческой амбивалентности страха и надежды в осмыслении будущ его , хотя вместе с тем корни такого сочетания заслуживают отдельного рассмотрения и представляют собой , безусловно , один из интереснейш их вопросов религиоведения . Христианская религия так же сущ ественно отличается от мифологического типа эсхатологии . Она гораздо глубже проникает в сущ ность исторического времени , так как в Новом Завете Бог воплотился , обрел конкретно - индивидуальное , исторически обусловленное человеческое сущ ествование . Христианство , таким образом , выступает здесь как теология истории , ибо вмеш ательство Бога в историю и , в первую очередь , воплощ ение Иисуса Христа в историческую личность , переживш ую рождение и смерть , имеет сверхисторическое значение и ц ель : спасение людей . Смысл христианской эсхатологии состоит в движении от предистории к собственно истории , точнее , к ее финальной будущ ей ц ели – спасению посредством второго приш ествия Христа , Страш ного суда и установления Ц арства Божия . В этом заключается спец ифика христианской эсхатологии . По этому поводу М . Элиаде замечает , что христианство по сущ еству отриц ает саму возможность обратимости ц иклического времени , провозглаш ая одновременно его необратимость , ибо все , что происходит в новозаветной версии времени , есть ряд явлений уникальных , неповторимых : ведь Христос жил , был распят и воскрес один лиш ь раз [10, 243]. Таким образом , характерные черты исторического типа эсхатологии – л ине й ност ь , к оне ч ност ь су щ е ст вова ния м ир а и ч е л ове к а , к онк р е т ност ь э сх а т ол огич е ск их об р а з ов , р а ск р ы т ие б у д у щ е го к онц а м ир а к а к ц е пи инд ивид у а л ь ны х , к онк р е т но - ист ор ич е ск их соб ы т ий . Представления о конечной судьбе мира и человечества в христианской религии отличаются от подобных представлений в иудаизме . Прежде всего , следует отметить , что христианство провозглаш ает линейную конц епц ию исторического развития , согласно которой весь сущ ествующ ий мир фактически неизбежно движется к своему конц у , последнему дню своего сущ ествования . Архимандрит Сербской Православной Ц еркви Иустин ( Попович ) на основе текстов Свящ енного Писания предлагает следующ ие формулировки последнего дня сущ ествования мироздания : « последний день ( Ин . 6:39-40, 44; 11:24; 12:48), великий день ( Деян . 2:20; Иуд . 1:6), Судный день ( Мф . 10:15; 11:22-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=