Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 4, д ек аб рь 2012 г . 64 исследователю религии М . Элиаде , который считает , что сущ ествуют определенные различия между эсхатологией и формами ее выражения в мифологической картине универсума и библейской ( ветхозаветной и новозаветной ) эсхатологией . М . Элиаде предложил ввести два названия для этих различных форм выражения эсхатологических настроений и идей : м иф ол огич е ск ие и ист ор ич е ск ие т ипы э сх а т ол огий [10, 224]. К мифологическому типу эсхатологии относится индийская , египетская , месопотамская , греческая , римская мифологии , ац теков , майя и т . д ., к историческому – иудаизм , христианство , ислам . Для эсхатологии мифологического типа , прежде всего , характерно наличие теогонических и космогонических представлений , которые связаны с идеей борьбы в жизни Космоса – его становления и угасания . Это приводит к воспроизводству начала мира в его конц е , в результате которого смерть сменяется жизнью с ц елью последующ его воссоздания нового этапа в вечном проц ессе становления и угасания Космоса . Таков извечный закон бытия и Космоса , которому подвластна как жизнь природы , так и людей . Это извечное возвращ ение , извечное повторение единого ритма Космоса , которое включает в себя закономерное , периодически повторяющ ееся его разруш ение и столь же закономерное его возникновение , то есть воссоздание в первоначальном виде . История здесь предстает как ц икл , круговорот , повторяющ ийся до бесконечности ( сотворение , уничтожение , новое воссоздание Космоса ), а эсхатология не имеет конц а . Таким образом , характерные черты мифологического типа эсхатологии – ц ик л из м , ве ч ност ь и воз об новл я е м ост ь В се л е нной посл е к а т а ст р оф ич е ск ой гиб е л и . На наш взгляд , заслуживает внимание тот факт , что именно убеждение в извечности « возвращ ения к началу » несут в себе различные мифы и мистерии древности и первобытности : будущ ее есть возвращ ение к старому . Сц енарии этих мифов и мистерий ежегодного обновления Космоса через воспроизводство , имитац ию акта Сотворения имеют глубокое и символическое содержание . Театрализованная постановка смерти и возрождение к жизни умирающ их и воскресающ их богов , ц арей имеет значение магического действия . Миссия этих богов - ц арей – периодически возрождать весь Космос , всю Природу , все Бытие . История в таком случае по сущ еству перестает быть историей , отриц аемая идеей круговорота Времени . В рамках исторического типа эсхатологии происходит смещ ение акц ента с идеи ц иклического понимания времени к представлениям о линейной направленности исторического проц есса от начала до конц а , в результате которого эсхатология приобретает заверш енную форму . В рамках иудаизма Яхве побеждает саму идею ц икличности Времени . В отличие от языческих богов , он проявляется не в космическом времени , а во времени историческом , что придает сокровенный смысл событиям

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=